Найти в Дзене

Проверочные задания по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Подборка упражнений, в которых продолжаем работу с мягким знаком, а также вспоминаем все изученные ранее правила. В учебнике не представлены задания с твёрдым знаком. Однако важно знать, что в русском языке помимо разделительного мягкого знака Ь есть и разделительный твёрдый знак Ъ. В словах он выполняет ту же функцию – разделяет звучание согласного и стоящих после него гласных звуков е, ё, ю, я, и. Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России. Задание 65 Как выполнить задание В этом тексте шесть предложений. ° Записываем текст, вставляем пропущенные буквы. В предложениях обозначаем большими буквами начало, а точками конец предложений: Ночью в лесу бушевала метель. Хлопья снега кружились в воздухе. Утром вьюга утихла. На снегу видны заячьи и птичьи следы. Над елью пролетела стайка клестов. Они стали клевать семена шишек. ° Определяем главные члены предложения (подлежащее и сказуемое): ° Раздел

Подборка упражнений, в которых продолжаем работу с мягким знаком, а также вспоминаем все изученные ранее правила.

В учебнике не представлены задания с твёрдым знаком. Однако важно знать, что в русском языке помимо разделительного мягкого знака Ь есть и разделительный твёрдый знак Ъ. В словах он выполняет ту же функцию – разделяет звучание согласного и стоящих после него гласных звуков е, ё, ю, я, и.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.

Задание 65

-2

Как выполнить задание

В этом тексте шесть предложений.

°

Записываем текст, вставляем пропущенные буквы. В предложениях обозначаем большими буквами начало, а точками конец предложений:

Ночью в лесу бушевала метель. Хлопья снега кружились в воздухе. Утром вьюга утихла. На снегу видны заячьи и птичьи следы. Над елью пролетела стайка клестов. Они стали клевать семена шишек.

°

Определяем главные члены предложения (подлежащее и сказуемое):

-3

°

Разделяем выделенные слова для переноса:

Но-чью, хло-пья.

Задание 66

-4

Как выполнить задание

Записываем слова, заменяя звуки буквами:

Се[м’й’а] – семья, ко[л’цо] – кольцо, ру[жй’о] – ружьё.

Лишним является слово кольцо – здесь мягкий знак Ь служит для смягчения согласного. В словах семья и ружьё мягкий знак является разделительным.

Задание 67

-5

Как выполнить задание

Данные слова можно объединить в три группы по функции, которую выполняет мягкий знак и по его расположению в слове.

°

Распределяем слова по группам и подчеркиваем изученные орфограммы:

-6

Зеленой чертой отмечаем орфограммы: парные глухие/звонкие согласные, безударные гласные в корне и разделительный мягкий знак.

Красной чертой мы выделили непроверяемые гласные в корне (словарные слова).

°

Составляем предложение:

Школьники взяли коньки и побежали на каток.

Задание 68

-7

Как выполнить задание

Тема рисунков: зимние игры и забавы детей.

°

Художник изобразил, чем занимаются дети: лепят снеговика, играют в снежки, катаются на коньках и играют в хоккей. Время года – зима. Действие происходит на улице – на заснеженной площадке и катке. Дети играют и катаются. У ребят хорошее настроение.

°

Составляем текст по рисункам:

Веселая зима.

Ночью выпал белый пушистый снег. С утра стоял небольшой морозец и дети с радостью побежали играть в свежих сугробах. Тёма и Женя решили слепить большого снеговика. Для украшения они подготовили ведро и принесли из дома морковку. Рядом Петя с Лёшей устроили битву снежками. В углу двора сосед дядя Саша залил для ребят небольшой каток. Ваня выбежал с клюшкой и дожидается ребят, чтобы поиграть в хоккей. А Лена надела коньки и кружит по льду, как настоящая фигуристка. Весело детям зимой!

Задание 69

-8

Как выполнить задание

°

Орфограммы в словах:

Лисья, медвежья, сучья, деревьев, заячьи, козье, овечья, обезьянка, оленьи, семья, щучья – разделительный мягкий знак, который пишется перед гласными е, ё, ю, я, и.

Шерсть, маленькая, большая, пасть – мягкий знак для обозначения мягкости согласного.

Щучья – правописание шипящих с гласными (ЧУ и ЩУ пиши с буквой У).

Нора, деревьев, следы, молоко, овечья, рога, большая, семья – безударные гласные в корне. Проверочные слова: но́ры, де́рево, сле́д, моло́чный, о́вцы, ро́г, бо́льше, се́мьи.

Медвежья, берлога, заячьи, молоко, обезьянка, оленьи – непроверяемые гласные в корне, словарные слова.

°

Составляем предложение и подчеркиваем грамматическую основу:

-9

Задание «Проверь себя»

-10

Как выполнить задание

°

Ставим ударение в словах:

Муравьи́шка в ча́ще
Ду́б тяжёлый та́щит.
Эй, това́рищи-друзья́,
Выруча́йте муравья́!

°

Орфограммы в словах:

Муравьишка, друзья, муравья - разделительный мягкий знак.

Чаще, выручайте - правописание шипящих с гласными (ЧА и ЩА пиши с буквой А).

Дуб – парный звонкий/глухой согласный в корне. Проверочное слово: дубочек.

Тяжёлый – безударные гласные в корне. Проверочное слово: тя́жесть.

Муравьишка, товарищи, муравья – непроверяемые гласные в корне. Это словарные слова.

°

Делим слова для переноса:

Дру-зья, му-ра-вья.

°

Друзья – 2 слога, 6 букв, 6 звуков (Ь – звука не даёт, но Я – распадается на два звука).

°

Транскрипция (обозначение звуками) слова друзья: [друз’й’а].

°

Однокоренные слова в стихотворении:

-11

°

Антонимы: тяжёлый – лёгкий.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте по теме:

Готовые задания для второго класса по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, часть 1

Как во втором классе сделать домашнюю работу по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, часть 2