Привет, рокеры и рокерши! Давайте сразу начистоту: нет ничего хуже, чем потерять участника группы в разгар творческого процесса. Только вчера вы были единым целым, сплоченной бандой, а сегодня - бац! - и ваш гитарист/басист/барабанщик (нужное подчеркнуть) сваливает в закат. Причины могут быть разные: от творческих разногласий до бытовых заморочек. Но результат один - вы остаетесь у разбитого корыта, с кучей планов и недописанным альбомом. И главный вопрос - что, черт возьми, делать дальше?
В этом плане очень повезло тем счастливчикам, которые занимаются в специальных музыкальных офлайн-студиях (например "Твоя Группа"). Там все проблемы с заменой участников решаются по щелчку пальцев. Не надо судорожно искать нового музыканта, проводить кастинги, вешать объявления "Басист, отзовись!". Сама студия оперативно подберет вам достойную замену - и вперед, покорять сцены дальше.
Но что делать всем остальным, кто варится в собственном соку? Самостоятельным группам, у которых нет такой мощной поддержки?
Спойлер: паниковать не надо. Да, потеря музыканта - это стресс и вызов. Но не конец света. Более того, многие известные группы проходили через такое не раз и становились только сильнее. Так что дышим глубже, берем себя в руки и начинаем искать замену. А я вам в этом помогу - своими проверенными советами и лайфхаками. Итак, поехали!
Совет 1: Оцените масштаб потери
Первым делом, сядьте с оставшимися участниками и холодно, без эмоций проанализируйте - насколько критичен уход этого музыканта. Если свалил фронтмен, который был лицом группы и главным автором песен - да, это серьезный удар. Считай, вам надо заново выстраивать стиль, имидж, репертуар. Но если ушел просто один из инструменталистов - не так страшно. Конечно, придется искать замену и притираться заново, но в целом - рабочий момент. Главное - не драматизировать и не вешать нос. В конце концов, Guns N' Roses пережили уход Слэша и Даффа в 90-х и ничего, живы-здоровы до сих пор.
Совет 2: Составьте портрет идеального кандидата
Окей, вы оценили потери и готовы двигаться дальше. Следующий шаг - четко сформулировать, кто вам нужен. Сядьте с группой и вспомните все сильные стороны ушедшего музыканта. Чем он был крут? Какие его навыки и фишки были самыми ценными для общего саунда? Может, у него была уникальная манера игры, фирменный звук? Или он классно ладил с аудиторией, заводил толпу? А может, он был главным генератором свежих идей на репетициях?
Составьте список из 3-5 ключевых качеств, без которых вам не обойтись. Это будет ваш ориентир при поиске. Только не впадайте в максимализм, типа "он должен быть как Джими Хендрикс, только лучше". Будьте реалистами, ищите не идеал, а оптимальный вариант под ваши задачи.
Совет 3: Поищите среди знакомых
Итак, представление о том, кто вам нужен, есть. Пора начинать поиски. И первым делом стоит пошерстить ближний круг - друзей-музыкантов, знакомые группы, тусовку. Мир тесен, рок-н-ролльное комьюнити - особенно. Наверняка найдется кто-то, кто подойдет вам по скиллам и вайбу. Не стесняйтесь спрашивать напрямую, мол, хочешь к нам, у нас тут вакансия открылась. В конце концов, даже если человек откажется - он может кого-то посоветовать или свести с нужными людьми. Networking - ваш лучший друг в таких ситуациях.
Совет 4: Дайте объявление
Если в личных связях ничего не светит - расширяем круг поисков. Готовим объяву: "Группа такая-то ищет барабанщика/гитариста/саксофониста-виртуоза для длительных отношений. О нас: играем мелодик-дэт-блэк-метал-фьюжн с элементами джаза. Репаем по вечерам, запись альбома на носу. О тебе: разделяешь наш стиль и взгляды на музыку, есть свой инструмент, можешь в триоли и полиритмию. Хочешь в наш дружный коллектив - пиши/звони". Шутки шутками, но объявление и правда должно быть максимально конкретным. Укажите стиль, в котором играете, ваши ближайшие планы и обязательные требования к кандидату. Это отсеет ненужных людей и сэкономит вам кучу времени. Размещайте объяву везде, где тусуются музыканты: в сообществах ВК, чатах телеги, на музыкальных форумах, в профильных пабликах. Расклейте в музыкальных магазинах, на репточках, в клубах. Действуйте по всем фронтам, в общем.
Совет 5: Ищите "своего"
При поиске музыканта важно помнить одну вещь. Технические скиллы - это круто, но не главное. В первую очередь вам нужен человек, который органично впишется в коллектив. Который будет на одной волне с вами, разделит ваши музыкальные вкусы, жизненные ценности, представления о творчестве. Группа ведь как вторая семья. И если новичок будет в ней белой вороной - ничего хорошего не выйдет. Только склоки, разборки и потеря времени. Поэтому не ведитесь на одни лишь крутые соляки и лихие запилы. Общайтесь с кандидатом, узнавайте его получше. Сходитесь характерами, в конце концов.
Совет 6: Устройте "пробную" репетицию
Допустим, поиски увенчались успехом и у вас есть пара-тройка потенциально годных кандидатов. Как из них выбрать "того самого"? Все просто: зовите на репетицию и смотрите в деле! Только не нужно устраивать из этого полноценный кастинг с прослушиваниями и комиссией из 10 человек. Вы чай не Металлика (пока что). Просто соберитесь в привычном составе + новичок и начните джемовать. Дайте человеку время освоиться, вникнуть в ваш материал. Подскажите, покажите, объясните, что к чему. Создайте максимально дружескую и непринужденную атмосферу - так вы быстрее поймете, ваш это человек или нет. Кстати, между делом постарайтесь разузнать о кандидате побольше. Где играл раньше, почему ушел оттуда, чем увлекается помимо музыки. В общем, разговорите, расположите к себе. В идеале к концу репетиции вы должны не только услышать, как человек играет, но и понять, кто он по жизни.
Совет 7: Вводите новичка в строй
Ну что, нашли своего идеального музыканта? Поздравляю, mission complete! Но не расслабляемся - теперь ваша задача как можно быстрее и комфортнее ввести его в коллектив. Первым делом позаботьтесь о материале. У вас ведь есть демки песен, табулатуры, ноты? Если нет - срочно делайте и скидывайте новому участнику. Пусть разбирается, учит партии, вливается в саунд. Будьте готовы помочь, подсказать, все разжевать. В первое время придется проявить чуть больше терпения и внимания, но оно того стоит.
Ну и конечно, не забывайте про тимбилдинг! Недостаточно просто вместе репетировать - надо еще и тусить, общаться, узнавать друг друга получше. Сходите куда-нибудь после репы, посидите в баре, поболтайте за жизнь. Или устройте совместный выезд на природу, на фестиваль, да куда угодно! Главное - дайте новичку почувствовать себя частью банды не только на сцене, но и за ее пределами.
Вывод:
Поверьте, через утрату участника проходили все великие группы. Led Zeppelin выстояли после смерти барабанщика Джона Бонэма. Pink Floyd пережили уход основателя Сида Барретта. Даже культовые Nirvana сменили в свое время двух гитаристов и барабанщика! Ничего, выкарабкались и стали легендами.
Так что потеря музыканта - не повод опускать руки и ставить крест на группе. Это вызов, проверка на прочность, возможность перезагрузиться и выйти на новый уровень. Главное - не терять присутствия духа и оптимизма.
Ищите того, кто разделит ваши ценности и видение. Того, с кем вы будете на одной волне - музыкальной и человеческой. Того, кто привнесет в группу свежую кровь, новые идеи, другой взгляд. И тогда потеря участника превратится из трагедии в счастливый случай. А ваша обновленная банда станет еще круче и сплоченнее.
Дерзайте, ищите, пробуйте! И пусть ваша группа найдет свою идеальную формулу - как по составу, так и по звучанию. Увидимся на больших сценах!