Часы судного дня - это символ, представляющий вероятность глобальной катастрофы, созданной человеком, по мнению членов Бюллетеня ученых-атомщиков.
Созданные Дж. Робертом Оппенгеймером, Альбертом Эйнштейном и Юджином Рабиновичем и эксплуатируемые с 1947 года, Часы являются метафорой, а не предсказанием угроз человечеству, исходящих от неконтролируемого научно-технического прогресса. То есть время на Часах не должно интерпретироваться как фактическое.
Гипотетическая глобальная катастрофа обозначается полуночью на Часах, а мнение Бюллетеня о том, насколько близок мир к таковой, выражается определенным количеством минут или секунд до полуночи, которое затем оценивается в январе каждого года.
Основными факторами, влияющими на Часы, являются ядерная война, изменение климата и искусственный интеллект.
История "Часов Судного Дня"
Истоки «Часов Судного дня» восходят к международной группе исследователей под названием «Чикагские учёные-атомщики», которые участвовали в Манхэттенском проекте.
После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки они начали издавать мимеографный информационный бюллетень, а затем журнал «Бюллетень учёных-атомщиков», на обложке которого с момента его основания изображались «Часы».
Впервые «Часы» были представлены в 1947 году, когда соучредитель «Бюллетеня» Хайман Голдсмит попросил художницу Мартил Лангсдорф создать обложку для июньского выпуска журнала за 1947 год.
Как позже объяснил Юджин Рабинович, ещё один соучредитель «Бюллетеня»:
Часы Бюллетеня не являются индикатором взлётов и падений в международной борьбе за власть; они предназначены для отражения основных изменений в уровне постоянной опасности, в которой живёт человечество в ядерную эпоху...
Лангсдорф выбрала часы, чтобы отразить остроту проблемы: как и обратный отсчёт, часы показывают, что разрушение произойдёт естественным образом, если кто-то не предпримет действия, чтобы его остановить.
В январе 2007 года дизайнер Майкл Берут, который входил в правление «Бюллетеня», переработал дизайн часов Судного дня, придав им более современный вид.
В 2009 году Бюллетень прекратил свое печатное издание и стал одним из первых печатных изданий в США, полностью переведенных на цифровой формат.
Отражая международные события, опасные для человечества, Часы были переведены 25 раз с момента их создания в 1947 году, когда они были установлены на «семь минут до полуночи».
Основа для настройки "Часов"
«Полночь» имеет более глубокое значение, чем постоянная угроза войны. Когда учёные из Бюллетеня решают, что на самом деле означают «Полночь» и «глобальная катастрофа» в конкретный год, они принимают во внимание различные факторы.
Они могут включать «политику, энергетику, оружие, дипломатию и климатологию». Потенциальные источники угрозы включают ядерные угрозы, изменение климата, биотерроризм и искусственный интеллект.
Члены правления оценивают «Полночь», обсуждая, насколько, по их мнению, человечество близко к концу цивилизации.
Колебания "Часов" и угрозы
До января 2020 года два самых низких показателя «Часов Судного дня» были зафиксированы в 1953 году (когда «Часы» были установлены на две минуты до полуночи, после того как США и Советский Союз начали испытания водородных бомб) и в 2018 году, после того как мировые лидеры не смогли урегулировать напряжённость, связанную с ядерным оружием и изменением климата.
В другие годы время, которое показывают Часы, колебалось от 17 минут в 1991 году до 2 минут 30 секунд в 2017 году.
- 24 января 2018 года учёные перевели часы на две минуты до полуночи, исходя из того, что в ядерной сфере существует наибольшая угроза.
Учёные заявили о недавних действиях Северной Кореи под руководством Ким Чен Ына и администрации Дональда Трампа в США:
«Гиперболизированная риторика и провокационные действия обеих сторон увеличили вероятность ядерной войны в результате несчастного случая или просчёта»
- В 2019 году часы остались без изменений из-за двойных угроз, связанных с ядерным оружием и изменением климата, а также из-за того, что в прошлом году эти угрозы «усугубились из-за более широкого использования информационных войн для подрыва демократии во всём мире, что увеличило риск от этих и других угроз и поставило будущее цивилизации под чрезвычайную опасность».
- 23 января 2020 года стрелки часов были переведены на 100 секунд (1 минуту 40 секунд) до полуночи.
Исполнительный председатель «Бюллетеня» Джерри Браун заявил:
«Опасное соперничество и враждебность между сверхдержавами увеличивает вероятность ядерной ошибки... Изменение климата только усугубляет кризис»
- Параметр "100 секунд до полуночи" оставался неизменным в 2021 и 2022 годах.
- 24 января 2023 года часы были переведены на 90 секунд (1 минуту 30 секунд) до полуночи, что было в значительной степени связано с риском ядерной эскалации, возникшим из-за вторжения России в Украину. Среди других причин были названы изменение климата, биологические угрозы, такие как COVID-19, а также риски, связанные с дезинформацией и прорывными технологиями.
- 28 января 2025 года часы были переведены на 89 секунд (1 минуту 29 секунд) до полуночи, что стало самым близким к полуночи положением с момента их создания в 1947 году.
Критика "Часов Судного дня"
- В 2016 году Андерс Сандберг из Института будущего человечества заявил, что «набор угроз», который в настоящее время представляет собой «Часы», может вызвать паралич.
Люди с большей вероятностью справятся с небольшими, постепенными задачами; например, принятие мер по предотвращению случайного взрыва ядерного оружия было небольшим, но важным шагом на пути к предотвращению ядерной войны.
- Алекс Бараш в Slate утверждал, что «постоянное всеобщее состояние повышенной готовности не помогает, когда дело касается политики или науки», и критиковал Бюллетень за то, что он не объясняет и не пытается количественно оценить свою методологию.
- Стивен Пинкер когнитивный психолог, резко раскритиковал «Часы Судного дня» как политический трюк, указав на слова их основателя о том, что их цель — «сохранить цивилизацию, напугав людей и заставив их действовать рационально».
Он заявил, что они непоследовательны и не основаны на каких-либо объективных показателях безопасности, приведя в пример то, что в 1962 году во время Карибского кризиса они были ближе к полуночи, чем в «гораздо более спокойном 2007 году».
- Кит Пейн в 2010 году написал в National Review, что «Часы» переоценивают влияние «событий в области ядерных испытаний и официального контроля над вооружениями».
- В 2018 году Тристин Хоппер в National Post признала, что «есть много поводов для беспокойства по поводу изменения климата», но заявила, что изменение климата не идёт ни в какое сравнение с полным ядерным уничтожением.