Найти в Дзене
Святые места

Главная молитва, которой можно просить всё, что хочешь

Вопрос: «Как просить так, чтобы Господь подал просимое?» Священник Валерий Сосковец: Когда Иисус подходил к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыню. А ничего другого он делать и не мог, потому что не было никакого общества слепых, инвалидности, пенсии. Если ты человек немощный, то либо тебя будут кормить твои дети, если они есть, либо ты будешь просить милостыню. Других вариантов не существовало. И вот он сидел у дороги, прося милостыню. Услышав, что мимо него проходит народ, спросил: «Что это такое?» Потому что люди обычно не ходят такими толпами – идут два-три человека, а тут множество людей. Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Назорей – это был такой человек, который посвятил себя Богу. Назорей должен был не пить ничего из винограда, вообще ничего хмельного, и не стричь волос. Ему все говорят, что это Иисус Назорей, а слепой сделал совсем другой вывод. Он закричал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» Ему говорят, что это Назорей идет, а он кричит, что это Христос. По

Вопрос:

«Как просить так, чтобы Господь подал просимое?»

Священник Валерий Сосковец:

Когда Иисус подходил к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыню. А ничего другого он делать и не мог, потому что не было никакого общества слепых, инвалидности, пенсии. Если ты человек немощный, то либо тебя будут кормить твои дети, если они есть, либо ты будешь просить милостыню. Других вариантов не существовало.

И вот он сидел у дороги, прося милостыню. Услышав, что мимо него проходит народ, спросил: «Что это такое?» Потому что люди обычно не ходят такими толпами – идут два-три человека, а тут множество людей. Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Назорей – это был такой человек, который посвятил себя Богу. Назорей должен был не пить ничего из винограда, вообще ничего хмельного, и не стричь волос.

Ему все говорят, что это Иисус Назорей, а слепой сделал совсем другой вывод. Он закричал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» Ему говорят, что это Назорей идет, а он кричит, что это Христос. Потому что сын Давидов – это одно из наименований того Мессии Христа, который должен прийти согласно пророчеству, которое было при Моисее:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа».

Все ждали Христа-Мессию, но никто из этой толпы не считал Его Христом, а считали праведным человеком, хорошим учителем, равви. А этот слепой стал кричать, что Он именно и есть сын Давидов, потому что из семени Давидова должен был прийти Христос.

И вот он кричит: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» Никакой длинной молитвы нет – всего несколько слов. Примерно как у нас в молитве Иисусовой. Что мы там говорим?

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Христе – это, собственно говоря, как сын Давидов. Мы добавляем «Сыне Божий», а этот слепой тогда этого ещё не знал. И в этой молитве содержатся все возможные прошения.

Когда мы в храме стоим, и священник предлагает какую-то тему для молитвы, например: «О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся», как мы на эту тему молимся? «Господи, помилуй». И обо всем одинаково – о благорастворении воздухов, об изобилии плодов, о временах мирных – все время одно и то же: «Господи, помилуй».

Это самая главная молитва, которая есть в Церкви на все времена.

И надо себе запомнить, особенно когда будем старые или немощные, или из ума начнем выживать. Если скажут: «не могу уже молиться длинными молитвами», – это не обязательно. Если еще можешь молиться двумя словами – «Господи, помилуй» – то молитва полноценна, потому что есть самообращение к Господу и есть то, что я прошу – «помилуй».

И вот он тоже непространно молился. Он кричал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» Шедшие впереди заставляли его молчать, потому что, по их мнению, он говорил вещи крамольные: «Какой это сын Давидов? Это Назорей!» Но он еще громче кричал: «Сын Давидов, помилуй меня!»

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе и, когда тот подошел к Нему, спросил его: «Чего ты хочешь от Меня?» Он сказал: «Господи! чтобы мне прозреть». Иисус сказал ему: «Прозри! Вера твоя спасла тебя».

В чем суть этой веры, которая его спасла?

Во-первых, не боясь никого – всей этой толпы, от которой он полностью зависел (они деньги ему дают, этим он и живет), когда мнение большинства очень трудно преодолеть – он исповедует Его Христом. Во-вторых, он неотступно просит: ему говорят «замолчи», а он просит. И вот эта вера во Христа и неотступная просьба его спасла. Вот нам так точно должно действовать.

Мы, может быть, не находимся в такой телесной слепоте, глазами видим что-то более или менее ясное. Но мы очень часто находимся в духовной слепоте, вообще не видя и не разбирая, что добро и что зло. Мы ослеплены повсеместными всякими высказываниями, словами. Человек бывает запутался: что хорошо, а что плохо?

И вот самое главное – видеть этот свет истины. Потому что мы очень часто бываем слепыми, не видя то, что нас приводит к Христу.

И надо просить прозреть. И когда свет забрезжит – идти за ним. Как слепой, когда прозрел, он же не сказал: «Всё, теперь пойду в кабак, посмотрю вообще на людей, столько лет ничего не видел». Нет, он пошел за Христом, по дороге за Ним.

Вот будем просить Его: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И почаще надо. Когда литургия идет, и хор поет «Господи, помилуй» – это наша главная молитва. Нам нужно участвовать.

Не устами – устами поет хор, это их деятельность, а нам нужно умом в это время прямо Богу кричать. Когда «Господи, помилуй», надо умом к Богу кричать каждый раз. Не так, чтобы я стою и релаксирую, там своё что-то думаю, хор поет «Господи, помилуй», а я – своё. Нет-нет.

Вообще молитва – это труд. И довольно тяжелый, если она внимательная молитва, потому что очень трудно удерживать внимание. И вот нужно со всяким усердием неотступно кричать «Господи, помилуй». Тогда обязательно помилует.

Потому что мы сегодня читали апостола Павла как раз именно об этом. Что он говорил?

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».

Вот так и нужно думать: я грешник, Христос пришел меня спасти, и уж Он не отступится.

Всячески потрудиться нужно. Но мне главное не заняться чем-то посторонним. Может показаться, что что-то есть более важное вообще в этой текущей жизни, всякие разные вещи более важные: какие-то дела, работа, политика – вот она как важна. А это не так.

Это все в совокупности пустое и тщетное. А жизнь вечная – дар Божий, который подается любому, кто усердно просит о ней.

Текст основан на проповеди с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё:

Молитвы, которые должен знать каждый | Святые места | Дзен