Мы живем очень близко к бывшей усадьбе Джорджа Гордона Байрона, 6-го лорда (барона), известного поэта, которая называется Аббатство Ньюстед, хотя здесь никогда не существовало аббатства, поскольку монастырь возглавлялся настоятелем. Такие монастыри называются приориями, а возглавляемые аббатом - аббатствами. Почему все же усадьбу стали так называть, узнаете в статье о ней, но буду рада услышать ваши предположения.
При Аббатстве Ньюстед много садов, парков, озер и речек с водопадиками, где мы гуляем довольно регулярно. Но, как это часто бывает, все время откладывали на потом посещение самого особняка - раз рядом, то успеем. К тому же, муж вырос в этих местах, и их с классом водили сюда на экскурсию. У него осталось в памяти, что ничего там особо не впечатлило - было темно и неинтересно. Проверим).
Сначала мы отправились в городок Хакнелл (здесь говорят Хукнелл, относится к Большому Ноттингему).
Там мой муж ходил в детский сад. Он отметил, что некоторые изменения произошли в городке, хотя все так же много маргиналов, как он считает, - мы немного прошлись по центру и зашли в кафе, и я ничего маргинального не заметила).
В городе повсюду напоминая о великом соотечественнике - лорде Байроне.
А поехали мы туда, чтобы посетить последнее пристанище поэта - церковь Св. Марии Магдалины.
Церковь Святой Марии Магдалины
Церковь мне сразу понравилась, а все потому, что старые надгробные плиты были поставлены вдоль стены для обозрения, а не уложены как тротуарные.
В воскресенье церковь открыта с 10 до 12, служба с 11 до 12, но мы о службе не знали. И когда туда вошли, то нам дали книгу с листовкой внутри. Мы от неожиданности взяли, а потом прошли немного вперед, и я отдала их викарию, сказав, что мы зашли сюда, только посмотреть, где склеп семьи лорда Байрона (поэта) - лордов Байронов много, поэт был 6-м лордом Байроном. До службы оставалось 15 мин.
Викарий был крайне любезен и не просто указал направление, где искать, а пошел с нами и показал, а также сказал, где можно увидеть другие артефакты, связанные с поэтом. Какой милый человек - на фото!
Дж. Байрон родился в Лондоне, но годы становления провел в Ноттингемшире, чтобы быть рядом с Аббатством Ньюстед, которое находится в 6 км от церкви. Этот разваливающийся загородный дом он унаследовал вместе со своим титулом, когда ему было десять лет - в колледже во время переклички учитель произнёс не "Байрон", а господин Байрон. Мальчик всё понял: умер дед, и теперь он, Джордж Байрон - лорд. Для подростка Байрона одинокие готические руины Ньюстеда, преследуемые былой славой и медленно отвоеванные природой, были сутью романтического пейзажа.
В пятнадцать лет Байрон нашел свою первую любовь, Мэри Чаворт, дальнюю родственницу из соседнего Аннесли. А вот в этом местечке мой муж ходил в начальную школу - в одной из статей я показывала вам эти окрестности. И Мэри, и Ньюстед будут много раз упоминаются в работах поэта на протяжении всей его жизни.
Внутри склепа Байронов
Поэт, любовник, бунтарь, изгнанник, борец за свободу, лорд Байрон прожил жизнь романтических героев, о которых он писал, и с тех пор стал образцом для всех свободных духом, бросающих вызов условностям. Дух Байрона жив, но его земные останки покоятся здесь, в семейном склепе.
Первый лорд Байрон (1599-1652), Джон, был успешным генералом-роялистом во время Английской Гражданской войны. Он умер во Франции в изгнании после казни короля, поэтому никогда не был похоронен здесь, но его вторая жена и все последующие бароны вплоть до поэта были похоронены вместе с членами семьи. Трое из них имеют особенно близкое отношение к поэту.
Мраморная доска была подарена королем Греции в 1881 году. Она инкрустирована латунью и установлена на полу алтаря как можно ближе к гробу поэта в склепе.
Места упокоения на фото: 1 - поэт (его сердце и внутренности хранятся отдельно в урне здесь же); 2 - Ада Лавлейс, дочь поэта; 3 - "Злой" лорд (барон), двоюродный дедушка поэта; 4 - Кэтрин, мать поэта.
(1) 6-ой лорд Байрон (1788-1824)
Поэт и икона романтической эпохи нашел покой здесь, в церкви Святой Марии Магдалины. У него была короткая жизнь (36 лет всего!), но долгий путь самопознания. Он странствовал по Европе в добровольном изгнании и исследовал границы социально приемлемого поведения в духовных поисках, ища смысл своей жизни. Лорд Байрон, наконец, нашел его в борьбе за освобождение своей любимой Греции, пожертвовав своей жизнью ради этого дела, прежде чем его тело вернулось сюда, в семейный склеп Байронов.
В 1816 году Байрон был вынужден навсегда покинуть Англию из-за своего скандального образа жизни. Сначала он отправился в Женеву, где остановился с Шелли, его женой и Клэр Клермонт на арендованной вилле (Клэр Клермонт вскоре стала любовницей Байрона). Он провел несколько лет в Венеции, прежде чем в 1824 году переехал в Грецию, где создал "Бригаду Байрона" и давал деньги грекам в их войне против Турции. Однако прежде, чем у него появился шанс вступить в войну, он умер от лихорадки, которую подхватил, отправившись на прогулку под ливнем. Греки впоследствии воздвигли в его честь 3-х метровую статую, мини вариант которой находится в церкви Св. Марии Магдалины.
Тело Байрона было доставлено обратно в Англию, но ему отказали в похоронах в Вестминстерском аббатстве, где хоронили всех выдающихся деятелей культуры, из-за его "сомнительных моральных принципов". Вместо этого тело было помещено в семейный склеп в церкви Св. Марии Магдалины в Хакнелле.
Многие тысячи людей пришли, чтобы отдать дань уважения во время похоронной процессии.
В 1969 году Байрону наконец-то поставили памятник в "Уголке поэтов" Вестминстерского аббатства - через сто сорок пять лет после его смерти.
(2) Ада Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс) (1815-1852)
Дочь поэта, она была единственным законным ребенком Байрона, плодом его злополучного брака с Аннабеллой Миллбэнк. Ада была последней из семьи Байронов, которую похоронили в склепе.
Ада Лавлейс широко известна тем, что написала первую компьютерную программу. Родители Ады разошлись вскоре после ее рождения, и она никогда не знала своего отца (!). Ее мать, Аннабелла Миллбэнк, пыталась помешать Аде развить "безумие" семьи Байронов, уводя ее от поэтической жизни к более логическим и научным занятиям. Ада обнаружила в себе природную склонность к математике, но она оставалась очарована отцом, называя себя "поэтическим ученым".
Математические способности Ады произвели впечатление на Чарльза Бэббиджа, разработчика первого механического компьютера. Он попросил ее поработать над некоторыми математическими задачами, которые можно было бы запустить через машину. Алгоритм, который она разработала для вычисления числовой последовательности, называемой "числами Бернулли", и считается первой компьютерной программой. Она была первой, кто предположил, что машина может имитировать человеческое творчество.
Несмотря на меры предосторожности матери, Ада была истинным Байроном: она любила азартные игры и все время изменяла своему мужу, графу Лавлейсас. Как и ее отцу, ей было суждено умереть в возрасте 36 лет. В 1852 году у нее развился рак матки в терминальной стадии. В последние месяцы жизни мать убедила Аду покаяться в своем прежнем поведении. 30 августа она призналась в чем-то своему мужу. Что бы то ни было, это заставило его прекратить всякую связь с ней. 25 ноября она умерла, и по ее просьбе была похоронена рядом с отцом в склепе Байронов.
В наше время язык программирования Ада назвали в честь дочери поэта Джорджа Байрона, которая не только занималась разработкой программ для вычислительной машины Бэббиджа, но и считается первым программистом в мире.
(3) Уильям Байрон, "Злой" 5-й лорд Байрон (1722-1798)
Являлся двоюродным дедушкой поэта. Его репутация злодея началась в 1765 году, когда он убил своего двоюродного брата Уильяма Чаворта на дуэли.
Он потратил целое состояние на Ньюстедское аббатство. Лорд создал озеро и два небольших форта, оснащенных настоящей пушкой, где проводил имитационные морские сражения с участием его собственной двадцатипушечной шхуны.
Позже у него в жизни были серьезные финансовые проблемы, и он страдал от психической нестабильности. Уильям стал затворником и развлекался, тренируя "гоночных" сверчков, пока Ньюстед рушился вокруг него...
(4) Кэтрин Байрон (1764-1811)
Мать поэта, урожденная Кэтрин Гордон, происходила из шотландской семьи лордов - бесстрашных авантюристов, которые запомнились современникам бесчинствами, насилием и разбоем. Даже шутили, что они были повешены на всех ветвях своего генеалогического дерева. В 20 лет Кэтрин стала обладательницей замка в Шотландии и крупного капитала. Она вышла замуж за "Безумного Джека" Байрона, который был под стать членам ее семьи. Но он был обременен долгами племянника и быстро потратил ее наследство, а потом уехал во Францию, где и умер в возрасте 36 лет так же, как и в будущем его сын Джордж и как его внучка Ада, покинувшие этот мир тоже в возрасте 36 лет. Вот как не поверить в судьбу?
Кэтрин осталась с небольшим доходом и юным сыном-инвалидом - у будущего поэта была искривлённая стопа, отчего он хромал, что сильно нервировало мать. Она отличалась очень невоздержанным нравом. Ее финансовое положение не сильно улучшилось, когда ее сын унаследовал разоренное поместье Ньюстед.
Другие известные люди
Приведу лишь пару примеров известных людей, причастных к церкви Святой Марии Магдалины. Историй и личностей интересных на самом деле очень много!
Бен Каунт (1815-1861)- чемпион Англии в тяжелом весе
Он был крупным мужчиной с большой грудью, громким голосом и международной карьерой в кулачном бою. Его называли Биг-Бен (Большой Бен). А похоронен Бен на кладбище Святой Марии Магдалины.
Родившись в соседнем Ньюстеде, он вырос в Хакнелле. Он нашел славу и близкого соперника из соседнего Ноттингема, Бендиго Уильяма Томпсона. Как Али и Фрейзер в 20 веке, Большой Бен и Бендиго встречались трижды и делили между собой титул. Между этими поединками Бен защищал свой титул в Лондоне и гастролировал по США. Выйдя на пенсию, он стал владельцем паба в Лондоне. Ближе к концу его жизни случилась трагедия - пожар в пабе унес жизни его двух детей. Марта и Корнелиус теперь покоятся с Беном на северной стороне церковного двора.
Его слава была такова, что Большой Бен стал синонимом всего большого и громкого. Это стало одним из возможных названий самого известного колокола в мире - Биг-Бена в Лондоне.
C. E. Kempe (1837-1907) - создатель освещенных божественным светом окон
В церкви двадцать окон Кемпе, заполненных витражами, изготовленными в его студии. Это одна из крупнейших коллекций среди приходских церквей Англии, в которой прекрасные образцы викторианского готического возрождения того времени, когда англиканская церковь заново открывала свои средневековые корни.
Чарльз Имер Кемпе был призван стать англиканским священником, но обнаружил, что ему помешал серьезный дефект речи. Вместо этого он изучил искусство витража и средневековое стекло XIV-XVI веков. Его работы полны средневековой религиозной символики, которая вновь оказалась в моде впервые после Реформации XVI века. Его окна не пытались копировать средневековые витражи, а впитали их дух и переосмыслили его для викторианского рынка. Кемпе был одним из первых, кто решил сложную проблему создания витражей, которые выглядели как средневековые, но с прорисованным значительно точнее деталями. Стекло Кемпе стало популярным не только в англоязычном мире. В США насчитывается 248 окон Кемпе, 72 в Австралии, 67 в Канаде, 42 в Африке, а все остальные распространились от Турции до Мексики.
Так почему же их так много здесь, в этой не такой уж и большой церкви? Причина в старой дружбе. Каноник Джон Годбер, член богатой местной семьи, который вложил много денег в церковь и заплатил за окна, учился в Пембрук-колледже в Оксфорде вместе с Кемпе.
Послесловие
Поскольку началась служба, мы не смогли обследовать все уголки церкви Святой Марии Магдалины, а в ней много любопытного. Мы покинули эту дружелюбную полную исторических событий и связанную с историческими личностями обитель с благодарностью.
Потом мы отправились в Аббатство Ньюстед, чтобы увидеть, что же там внутри дома, узнать шокирующие, пикантные и просто любопытные факты из жизни поэта и других обитателей дома.
До встречи в Аббатстве Ньюстед!