Найти в Дзене
svetlana venediukhina

РЕЦЕНЗИЯ НА ЗВУК В ФИЛЬМЕ "КУКУШКА" 2002 ГОДА

Фильм «Кукушка» - это пацифистская история войны, как бы это парадоксально ни звучало. История картины начинается с конфликта - две армии, две враждующие страны, два человека - главного героя сажают в плен. Зрители сначала слышат фильм, а уже потом видят его. Ведь, звуки топора об гвоздь, которым военный советской армии заколачивает на цепь финского снайпера-смертника Вейко, создают настроение фильма, пугающую атмосферу смерти, железа и войны. Этот чистый пронзающий звук топора, словно пульс сердца, которое вот-вот остановится - «Кукушка» начинается с приближающиеся смерти, которую будто бы главному герою в данном эпизоде никак не избежать. Завязкой фильма является выход Вейко из плена и знакомство с саамкой Анни и Иваном - солдатом враждующим против фашисткой армии, куда входит главный герой. Живописные пейзажи дикой финской местности, где живет Анни, приютившая героев, контрастно пересекаются со взрывами идущей войны. Звук птиц, засыпающей природы, течения полузам

Фильм «Кукушка» - это пацифистская история войны, как бы это парадоксально ни звучало. История картины начинается с конфликта - две армии, две враждующие страны, два человека - главного героя сажают в плен. Зрители сначала слышат фильм, а уже потом видят его. Ведь, звуки топора об гвоздь, которым военный советской армии заколачивает на цепь финского снайпера-смертника Вейко, создают настроение фильма, пугающую атмосферу смерти, железа и войны. Этот чистый пронзающий звук топора, словно пульс сердца, которое вот-вот остановится - «Кукушка» начинается с приближающиеся смерти, которую будто бы главному герою в данном эпизоде никак не избежать.

Завязкой фильма является выход Вейко из плена и знакомство с саамкой Анни и Иваном - солдатом враждующим против фашисткой армии, куда входит главный герой. Живописные пейзажи дикой финской местности, где живет Анни, приютившая героев, контрастно пересекаются со взрывами идущей войны. Звук птиц, засыпающей природы, течения полузамерзшего ручья резко перебивает грохот взрывов на горизонте, что создает не только пугающую визуальную картинку, а глубоко вводит зрителя в состояние ужаса благодаря резкости звуков войны. Именно этот конфликт звука передает основную философию фильма, являясь глубокой метафорой пения птиц и гула военного самолета.

Кульминацией фильма, где звук начал быть нашим путеводителем, как и в первых сценах картины - является сон предсмертного Вейко, которого пытается привести к жизни Анни благодаря игре на бубне. «Очнись», «Иди на мой голос», «Не уходи в мир мертвых» - слова Анни, на которые подсознательно ориентировался Вейко пока был в «мертвом сне» спасли ему жизнь. Звук в этой сцене сыграл исцеляющую роль - дуальность шумов, музыки бубна и пения Анни во сне героя и наяву резко различаются атмосферой. Шумы во сне Вейко имеют иную природу, мы слышим их глухими и пение Анны отдается сильным эхом из-за чего возникают мурашки и сознание переносится будто бы в другое измерение. А шумы наяву кажутся лишь обыкновенной игрой на инструменте, сопровождающейся со скептицизмом Ивана.

У меня лично возник катарсис во время просмотра этой сцены и я осознаю, что с закрытыми ушами я бы точно его не ощутила. Игра звуков и шумов не просто перенесла меня в загадочную атмосферу, а сподвигла задуматься о вероятности жизни после смерти. И именно возникновение этой философской мысли при просмотре отличает хороший фильм от плохого. Ведь, когда фильм остается в подсознании - это признак не только отличной истории, драматургии и визуальной картинки, а еще и работы со звуком. Поэтому совокупность этих признаков подарило мне эмоции, благодаря которым возникли чувства. А если они возникают, это значит, что фильм «Кукушка» навсегда останется в моем сердце, как метафора войны и жизни.