Использования средств ИКТ, при создании и проведении электронного тестирования, для повышения мотивации и уровня достижения обучающихся
Учитель химии Ростовцева Лариса Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
п. Бохан, 2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензия……………………………………………………………………………………......
3
Введение…………………........................……………………………………………………..
4
Раздел 1. Научно-теоретическое обоснование и требования ФГОС к организации учебного процесса ………………………..…
6
1.1. Роль тестирования в образовательном процессе............................................................
8
1.2. Формы тестовых заданий .......………………..…………………………………………
9
1.3. Принципы разработки тестов...........................................................................................
10
1.4. Главные требования к системе компьютерного контроля............................................
10
1.5. Технология составления теста........................................................................................
11
1.6. Условия реализации электронного тестирования............................................................
12
Раздел 2. Диагностика результатов обучения при использовании электронного тестирования ……………………………………………………………………...…………...
13
Раздел 4. Материалы, иллюстрирующие опыт работы по внедрению электронного тестирования в учебный процесс …………………..……………………………………….
15
Заключение..................................................................................................................................
18
Библиографический список……………………………………...……………………………
19
РЕЦЕНЗИЯ
Методические рекомендации «Использования новых средств ИКТ, при создании и проведении электронного тестирования, для оперативной проверки качества знаний и практических умений обучающихся» представлены в печатном и электронном виде. В пояснительной записке обоснованы актуальность, цели, задачи, соответствие современным достижениям педагогики. Диагностика представлена в графическом и сравнительном варианте с выводами. Основная часть разработки состоит из пяти разделов, где учитель представляет современные формы работы с пояснениями к ним. Это обучающие презентации, контролирующие задания в виде тестов, составленных в разных программах. Ведущая идея представленной работы заключается в том, что в современном глобальном мире ключом к успеху является его активное освоение, а для этого нужно обладать компетенциями, в том числе коммуникационными и познавательными. ИКТ создают образовательную среду, в которой формируются ключевые компетенции учащихся. Методические рекомендации предназначены для учителей химии и несомненно будут востребованы для практической деятельности.
Методический Совет МБОУ Боханской СОШ № 2.
ВВЕДЕНИЕ
Практика преподавания химии в школах выявила проблему низкой учебной мотивации и познавательной активности школьников при изучении наукоёмкого, одного из наиболее трудного школьного предмета «химия». Уже через некоторое время после начала изучения этого предмета активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Анализ причин этого явления показал, что современный курс химии для средней школы перегружен большим количеством абсолютно новых для учащихся понятий, требующих не только простого запоминания, но и понимания взаимосвязи между ними.
Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? На мой взгляд, для этого необходимо использовать информационно коммуникационные технологии на уроках химии с целью развития познавательной компетентности школьников. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.
С введением новых стандартов, появились и новые требования к их усвоению, к применению информационно-коммуникативных технологий. Владение информационными технологиями – одна из компетенций преподавателя. Поэтому я должна и обязана поспевать и постигать все изменения времени. Стараюсь постоянно работать над своим самообразование, чтобы быть интересной своим ученикам. Ясовершенствую педагогическое мастерство, работая над методической проблемой: изменила подход к разработке контрольно-измерительных материалов для определения уровня знаний и умений обучающихся, совершенствовала образовательный процесс через применение новых средств ИКТ. Особенно актуально это стало в условиях дистанционного обучения.
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Электронное тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Электронный опрос многофункционален, который позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным обучающимся, а также помогает преподавателю скорректировать курс обучения.
Владение учителем технологией создания своих электронных тестов, используя новые средства ИКТ, позволяет ему, содержание теста использовать не только для контроля, но и для обучения.
При правильном отборе контрольного материала содержание теста позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.
Подготовка занятий с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов лекций и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство преподавателя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими каждого занятия, их успехи на олимпиадах, конкурсах.
С целью повышения своего уровня компьютерной грамотности, мною были освоены программы: Online Test Pad, MyTest X, Power Point, Мастер-Тест, Сеть творческих учителей (составление электронных тестов по шаблону А.А. Баженова). Эти программы распространяются бесплатно, и их может использовать каждый учитель. Технология использования предназначена для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Цель методических рекомендаций:
Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися современных средств ИКТ (разработка электронных тестов) для повышения качества знаний и практических умений обучающихся.
Задачи:
• составить представление об изученности вопроса на современном этапе;
• описать систему отбора контрольного материала содержания теста так, чтобы можно было использовать не только для контроля, но и для обучения;
• изучить принцип работы и возможности нового средства ИКТ – программ для создания и проведения компьютерного тестирования;
• освоить и применить программы для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов;
• описать технологию разработки электронных тестов в программах Online Test Pad, MyTest X, Power Point, Мастер-Тест, шаблон А.А. Баженова на примере теста по некоторым разделам химии;
• апробировать и внедрить в учебный процесс;
• сделать самостоятельные выводы, о возможности использования новой ИКТ технологии, для разработки электронных тестов в широкой практике педагогов;
• оформить работу в виде методической разработки;
• представить разработку педагогическому сообществу.
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Я считаю, что и учителя, и учащиеся обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.
Интернет предоставляет уникальные возможности для полноценного образования и формирования личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучающегося, его творческой самореализации, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки.
В свете введения и реализации ФГОС, современные образовательные технологии приобретают особую актуальность и служат механизмом формирования новых результатов.
Введение ФГОС нового поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС – это целостная система требований ко всей системе образования. Согласно нему основой образования должна стать новая организационно-экономическая модель.
Так что же представляет из себя современное занятие, соответствующее требованиям ФГОС нового поколения?
Современное занятие – это:
· занятие с использованием техники (компьютер, интерактивная доска и т.п.);
· занятие, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
· занятие, содержащее разные виды деятельности;
· занятие, на котором обучающимся должно быть комфортно;
· занятие, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности обучающихся;
· современное занятие развивает креативное мышление;
· современное занятие воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
· предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Занятие – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Введение ФГОС изменило также роль преподавателя в образовательном процессе. Сегодня преподаватель не источник, а проводник для учеников в мире знаний. Он направляет обучающихся на самостоятельное усвоение знаний.
За годы работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд, но многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны, и ученики считают минуты до конца урока. Интерес должен возникнуть с первой минуты или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс. А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру. Именно поэтому на уроке с учителем, объясняющим у доски с мелом в руке, им скучно, неинтересно. Вот с чем необходимо считаться и построить так учебный процесс, чтобы компьютер и проекционная техника стали незаменимыми «помощниками» на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений науки в образовательный процесс. Сегодня учащиеся готовы к урокам с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим учащиеся знакомятся на уроках информатики.
ФГОС – ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие – глубину усвоения материала, освобождает преподавателя от трудоёмкой работы по текущей и итоговой проверке знаний учеников.
Инновационность методических рекомендаций заключается, что в современном глобальном мире ключом к успеху является его активное освоение, а для этого необходимо обладать ключевыми компетенциями в том числе коммуникационными и познавательными. Эта среда и создаёт новый мир успешных, счастливых и самодостаточных людей.
Рассмотрим факторы, формирующие познавательную активность учащихся:
МОТИВЫ ® познавательный интерес ® познавательная активность ® познавательная деятельность ® учебно-познавательная компетенция.
ИКТ – это инструмент для формирования мотивации.
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности, для этого я:
• разработала и определила формы и направления использования ИКТ применительно к изучению химии;
• создала собственные электронные продукты (мультимедийные презентации, тренажёрные и контролирующие тесты);
• составила коллекцию готовых ЭОР, создала собственный сайт.
Новизна
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности, для этого я:
• разработала и определила формы и направления использования ИКТ применительно к изучению химии
• создала собственные электронные продукты (мультимедийные презентации тренажёрные и контролирующие тесты, составила коллекцию готовых ЭОР, создала собственный сайт, где много интересного закачено для учеников (тренажеров, учебных фильмов по химии)
Целесообразность применения электронного тестирования для ученика:
• содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
• учащиеся начинают работать более активно и становятся уверенными в себе.
Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов электронного тестирования позволяет учащимся мыслить, анализировать, делать выводы. Данная работа создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Для учителя информационные технологии дают:
· экономию времени на уроке;
· повышенную мотивацию обучения;
· интегративный подход в обучении;
· возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
· привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Информационно – коммуникативные технологии способны:
· повысить уровень наглядности;
· стимулировать познавательный интерес;
· придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
· индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность;
· осуществлять обратную связь (ответная реакция аудитории);
· формировать у обучающихся мнения и отношения;
· формировать жизненные навыки;
· преподавателю, применяющему ИКТ на занятиях легче установить контакт с обучающимися.
Не в этом ли заключается суть образования по стандартам нового поколения?
Назначение
Методические рекомендации предназначены для учителей химии и других предметов, освоивших программы составления электронных тестов.
Результат
Построение урока с применением информационных программ, позволило:
• Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.
1.1. Роль тестирования в образовательном процессе
Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса.
Одна из его разнообразных форм – тестирование. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Тестирование выполняет три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
· Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования.
· Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
· Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
• возможность детальной проверки усвоения обучающимися каждой темы курса;
• осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым обучающимся;
• обеспечивает одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
• правильно оформленный тест повышает интерес к дисциплине;
• позволяет индивидуализировать работу с обучающимися;
• экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
• применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:
• тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи обучающихся;
• выбор ответа может происходить наугад, преподавателю невозможно проследить логику рассуждений обучающихся.
Несмотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применения на практике.
Можно выделить три составляющих части, которые определяют основные особенности процесса тестирования:
• программное обеспечение тестирования
• допускаемая разновидность типов вопросов и ответов, для составления тестов в рамках выбранного программного обеспечения.
• степень локализации тестирования.
1.2. Формы тестовых заданий
К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).
Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.
Преимущества заданий закрытого типа
Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.
· Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.
· Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.
· Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.
· Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.
· Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.
· Возможна машинная обработка ответов.
· Низкая вероятность угадывания правильных ответов.
· Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования
Задания открытого типа
К ним относятся задания двух видов:
· Дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.
· Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
· Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:
• невозможность угадать ответ;
• краткость и однозначность ответов;
• необходимость воспроизведения ответа по памяти;
• отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
• простота формулировки вопроса;
• простота проверки
Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности преподавателя. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например, личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.д.
Выбор формы зависит от:
• цели тестирования,
• содержания теста,
• технических возможностей,
• уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
1.3. Принципы разработки тестов
• Тест должен соответствовать целям тестирования;
• Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
• Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
• Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);
• Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
• Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
• Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.
• В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: «Выберите правильный ответ…», «Выберите наиболее правильный ответ…», «Впечатайте в свободном поле ответ…» и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.
1.4. Главные требования к системе компьютерного контроля
• Тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
• Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные обучающимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
• Компьютерный тест должен быть простым в использовании;
• На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его.
• В тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
• Наличие заранее разработанных правил выставления баллов – это одно из важных требований при тестировании. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный – ноль. Сумма всех баллов, полученных обучающимся, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого».
• Тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
• Вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
• Вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
• Варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
• Необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
1.5. Технология составления теста
Тест представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и областью по дисциплине.
Технология создания теста по дисциплине предполагает несколько последовательных этапов:
1. Постановка целей и задач контроля.
2. Определение целей тестирования:
• обучение (самостоятельный тренинг обучающихся);
• текущий контроль знаний (диагностика усвоения, отдельных тем и разделов);
• рубежный контроль знаний;
• итоговый контроль знаний (по всей программе).
Четко формулируется для чего разработан тест, какие функции выполняет.
Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по дисциплине, требуемыми для успешного усвоения курса.
Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
Рубежный – проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса, его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
3. Анализ и систематизация материала.
4. Разработка таблицы уровня сложности тестовых заданий, таблицы проверяемых в тесте понятий в соответствии с заданием.
5. Разработка тестовых заданий.
6. Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка.
7. Определение объема (количества тестовых заданий) в тесте и времени его выполнения.
8. Разработка методики тестирования, определение и расчет показателей оценки. Составляется шкала: количество тестовых заданий соотнесено с количеством правильных ответов. Определяется диапазон положительной оценки. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки хорошо, отлично и т.д.
9. Апробация теста.
10. Корректировка и добавление новых заданий для улучшения системообразующих параметров теста на основании результатов апробации.
11. Формирование окончательного варианта теста.
12. Разработка инструкций для обучающихся.
1.6. Условия реализации электронного тестирования
Необходим технический минимум для разработки и использования ЭОР
1. Компьютер
2. Проектор
3. Интерактивная доска, панель (минимум – экран)
4. Программное обеспечение: Microsoft Windows, Microsoft Office
Также для работы с ИКТ требуются начальные пользовательские навыки работы с компьютером, с пакетом программ Microsoft Office, PowerPoint, Exsel.
Для более содержательных, красочных и более интересных разработок требуются дополнительные материальные средства:
- Всемирная сеть Интернет
Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации и электронных тестов:
· Полезно использовать шаблоны оформления для подготовки компьютерной презентации или электронного теста.
· Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена, термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка.
· Наиболее важный материал лучше выделить.
· Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм.
· Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации. Особенно нежелательны такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Оптимальная настройка эффектов анимации – появление, в первую очередь, заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране.
· Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо впишутся в презентацию.
· Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Нельзя также выбирать фон, который содержит активный рисунок.
· Звуковое сопровождение используется только по необходимости, поскольку даже тихая фоновая музыка создает излишний шум и мешает восприятию содержания.
· Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши». Тогда вы сможете контролировать соответствие содержимого слайда тексту выступления.
· Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Затем распечатать их (Печать — печатать заметки) и использовать при подготовке или на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
· Необходимо обязательно соблюдать единый стиль оформления презентации и обратить внимание на стилистическую грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
· Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.
2. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.
Система отслеживания результативности обучения химии показывает, что при использовании информационных технологий на уроках химии активизируется познавательная деятельность учащихся и это приводит к росту показателей (Приложение 1.):
ü качества обученности;
ü участие в конкурсах и олимпиадах;
ü сформированности общеучебных умений и навыков;
ü оптимизации структуры учебной мотивации.
Таким образом, использование современных информационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая ученикам и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
3. МАТЕРИАЛЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Применение электронных тестов в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу.
С целью повышения своего уровня компьютерной грамотности, мною были освоены программы: Online Test Pad, MyTest X, Power Point, Мастер-Тест, шаблон А.А. Баженова и другие. Эти программы распространяются бесплатно, и их может использовать каждый учитель. Кроме того, к созданию тестов можно привлекать учеников.
Мною разработаны уроки с использованием информационных технологий по темам школьного курса химии (мультимедийные презентации, тренажёрные и контролирующие тесты, составила коллекцию готовых ЭОР). Создала собственный сайт http://rostovcevalg.ucoz.ru/, где также подбираю и выставляю тематические видеофильмы, которые используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определённой части урока, также задаю просмотр на дом для самообразования.
1. Составление электронного теста на многофункциональном веб-сервисе Online Test Pad.
Хочу предложить более подробный разбор и преимущества данного многофункционального веб-сервиса Online Test Pad.
Давно хотелось создавать такие контрольные тесты, которые можно провести непосредственно онлайн, и чтоб дети не тратили ни свое время на тест, ни мое – при проверке этих тестов.
В последнее время дистанционное обучение стало одной из наиболее востребованных форм передачи знаний от педагога к ученику с использованием различных онлайн платформ, мессенджеров и других технологий. Дистанционные технологии позволяют сделать процесс обучения более доступным и приближенным к стандартному уроку, но требуют от учителя дополнительных умений и затрат времени. Педагог сам выбирает наиболее удобные, эффективные и энергонезатратные платформы, чтобы быстро и качественно подготовиться к проведению занятий.
Сервис https://onlinetestpad.com/ru является современным бесплатным, удобным, доступным инструментом для создания образовательных тестов.
Преимущество сервиса Online Test Pad в том, что:
• тесты остаются только «твои»,
• можно просмотреть их статистику, никуда в почту входить не надо, чтобы открыть отправленные детьми файлы.
• статистику можно выгрузить в excel
• тест в электронном виде можно экспортировать в другой формат, для напечатания
• можно создать «виджет» теста и поместить на свой сайт,
• ограничить во времени прохождение теста,
• ограничить попытки прохождения теста,
• перемешивать вопросы и ответы, при этом он все считает идеально,
• проставить нужное количество баллов, как тебе нужно за каждое задание, например за выбор одиночного ответа – 1 балл, за соответствие можно – 3 балла ставить, а если ученик ошибся то, есть возможность снижать 1 балл за неправильный выбор,
• при том сервис выдает сразу сертификат за публикацию теста,
• есть возможность просмотреть комментарии "испытуемых" по поводу некоторых вопросов, если они считают, что в тесте есть ошибки, а ты им можешь ответить.
• есть возможность стилизации теста
• и добавления определенных полей для регистрации и прохождении теста: фамилия, класс, возраст, пол.
• использование тестов не своих, а других «создателей» и возможность сделать совместный доступ или его называют «Тренинг-кабинет»
Минусом считаю:
• время на редактирование, требуется и добавить обложку и изображение, сделать полное описание теста и его инструкции с определенным количеством знаком или символов,
Резюме:
Преимуществ больше, чем минусов, поэтому рекомендую.
Ø Приложение 2. – электронный тест ЕГЭ (вариант 1) можно открыть и пройти по ссылке https://onlinetestpad.com/ukcqxt7qxdhts
Ø Приложение 3. – электронный тест ОГЭ (вариант 5) можно открыть и пройти по ссылке https://onlinetestpad.com/6ez3s3iad6l7y
Ø Приложение 4. Инструкция по работе с конструктором тестов на многофункциональном веб-сервисе Online Test Pad
2. Составление электронного теста в программе MyTest X
• Программа MyTest X требует установки
· Много возможностей:
- Выбор единственно правильного ответа;
- Выбор нескольких возможных правильных ответов;
- Установка последовательности правильных ответов;
- Установка соответствий ответов;
- Ввод ответа вручную с клавиатуры и др.
• Хорошо продуман интерфейс:
- Возможность создать отчет
- Много настроек процесса тестирования
Ø (Приложение 8. – тест «Вопросы из курса 8 класса»)
Ø (Приложение 9. – программа MyTest X или ссылка для скачивания http://mytest.klyaksa.net/htm/download/ )
Ø (Приложение 10. – пояснения составления электронного теста по программе MyTest X )
3. Составление электронного теста по шаблону А.А. Баженова (работает в PowerPoint-2007).
Электронные тесты, составленные по шаблону А.А. Баженова:
• Тесты с одним правильным ответом
• Автоматически выставляется отметка
• Легко работать, т.к. презентация PowerPoint
• Не требует установки
Ø (Приложение 5. – тест в 9 классе по теме «Свойства азота и его соединений»)
Ø (Приложение 6. – пояснения составления электронного теста по шаблону А.А. Баженова»)
Ø (Приложение 7. – шаблон А.А. Баженова»)
4. Составление теста в программе PowerPoint
Тесты, составленные в программе PowerPoint:
· Можно использовать для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела или для индивидуального контроля знаний обучающихся
· Тестирование можно проводить:
- С выбором единственно правильного ответа;
- С выбором нескольких возможных правильных ответов;
- С установкой соответствий ответов;
- Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой правильности результата и хода решения
• Не требует установки
• (Приложение 11. – тест в 8 классе по теме «Кислоты»)
• (Приложение 12. – тест по теме «Задания для подготовки к ОГЭ по химии»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первом этапе работы проведен анализ литературы, содержащей информацию по выбранной теме. Материал, взятый из этих источников, был систематизирован и обработан.
После анализа литературы я выделила следующее:
• Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества.
• При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки обучающихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов.
• Преимуществом компьютерного тестирования является возможность охвата материала по всем разделам дисциплины ОБЖ.
• Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств экзаменатора.
• В результате обучающийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле дисциплины.
• В практическом применении, программы, очень удобны и просты в использовании.
• Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, используя эти программы, сможет легко разработать электронные тесты и использовать их.
Методические рекомендации отражают принципиально новые подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода ответов и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества, содержат рекомендации по использованию программного обеспечения для разработки тестов, отличаются высокой степенью расширения возможностей педагогов.
Изменение подходов к разработке контрольно-измерительных материалов, за счёт использования средств ИКТ положительно повлияло на развитие интереса к предмету у обучающихся, на объективность оценивания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Авдеева С.П., Уварова А.Ю., Российская школа на пути к информационному обществу //Вопросы образования.- 2005.-№3
- Лебедкова Н. В., Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ [Текст] / Н. В. Лебедкова, А. Н. Шушакова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 425-427
- Суровцева И. В., Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30–32.
- Семин А.Н., Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе - 2006. - № 8.
- Хуторской А. В., Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал.– 2012.
- Балыкина Е.Н., Принципы конструирования тестовых заданий в контексте компьютерной реализации (на примере гуманитарных дисциплин) [Текст] / Е.Н. Балыкина. - М.: Педагогика, 2012. - 223 с.
- Балыкина, Е.Н. Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний [Текст] / Е.Н. Балыкина. - Минск: БГУ, 2012. - 131 с.
- Зайцева С.А., Иванов В.В. «Информационные технологии в образовании» М.: 2011. - 182 с.
- Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] / В.И. Звонников. - М.: Педагогика, 2007. - 280 с.
- Куклин, В.Ж. О компьютерной технологии оценки качества знаний [Текст] / В.Ж. Куклин, В.И. Мешалкин, В.Г. Наводнов, Б.А. Савельев // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 146-153.