Найти в Дзене
Блокнот Луганск

Как тебе такой Илон Маск: кто прорвался к власти в Америке?

После победы Дональда Трампа Америка, которую Пелевин в одном из романов назвал позвоночником современного мира, оказалась на пороге серьезных перемен – настолько серьезных, что СМИ и простые пользователи обсуждают «ренессанс» правых идей в масштабах одного государства, а также всего Запада в целом. В это невозможно было поверить еще пару лет назад, но 80-ю годовщину освобождения Аушвиц-Биркенау отметили без делегаций из России и Израиля. Зато были приглашены представители Германии, Англии, Канады. В соцсетях уже окрестили мемориальные мероприятия в бывшем концлагере «вечеринкой для организаторов». Соратники нового американского президента тоже люди… своеобразные. Например, Илон Маск после церемонии инаугурации на радостях продемонстрировал с трибуны жест, напоминающий так называемый «римский салют». Но Трамп – не только бизнесмен и политик. Он еще и шоумен. Трудно отделаться от вопроса: действительно ли в США включили «правый поворотник», или это сахарное шоу для избирателей, уставш
Оглавление
Изображение: Шедеврум
Изображение: Шедеврум

После победы Дональда Трампа Америка, которую Пелевин в одном из романов назвал позвоночником современного мира, оказалась на пороге серьезных перемен – настолько серьезных, что СМИ и простые пользователи обсуждают «ренессанс» правых идей в масштабах одного государства, а также всего Запада в целом.

В это невозможно было поверить еще пару лет назад, но 80-ю годовщину освобождения Аушвиц-Биркенау отметили без делегаций из России и Израиля. Зато были приглашены представители Германии, Англии, Канады. В соцсетях уже окрестили мемориальные мероприятия в бывшем концлагере «вечеринкой для организаторов».

Соратники нового американского президента тоже люди… своеобразные. Например, Илон Маск после церемонии инаугурации на радостях продемонстрировал с трибуны жест, напоминающий так называемый «римский салют». Но Трамп – не только бизнесмен и политик. Он еще и шоумен. Трудно отделаться от вопроса: действительно ли в США включили «правый поворотник», или это сахарное шоу для избирателей, уставших от политики разнообразия?

Надо б влево повернуть – повернул направо

Ноябрь 2024 года действительно можно считать точкой отсчета прихода к власти правоконсервативных сил, но с определёнными оговорками, считает политолог из Хабаровска Ирина Ли.

«Дональд Трамп – представитель Республиканской партии, которая всегда выступала за свободу бизнеса, низкие налоги, минимальное вмешательство государства в экономику, традиционные ценности. Но его взгляды радикальны даже по меркам республиканцев. Трамп и раньше открыто требовал ограничить миграцию, защитить американских производителей от конкуренции из-за рубежа и отказаться от инклюзивной политики. Сразу после его прихода к власти миграционные законы ужесточились, США вышли из некоторых международных соглашений (например, Парижского соглашения по климату), а в Верховном суде начались реформы в пользу консервативных взглядов.
Если сравнивать его с другими мировыми политиками, похожие идеи поддерживают Марин Ле Пен из Франции и Матео Сальвини из Италии. Но по своему влиянию Трамп, конечно, самая заметная фигура среди них», – отметила эксперт.

Историк Сергей Волков отметил, что при Дональде Трампе и его сторонниках Республиканская партия стала больше поддерживать популистские и националистические идеи.

«Если Трамп продолжит гнуть свою линию, это неизбежно повлияет на многие важные сферы. Например, он, скорее всего, снова будет выступать за уменьшение налогов для богатых, поддержку малого бизнеса и, в целом, попытается создать для американского бизнеса более комфортную среду», – сказал историк.

Сергей Волков подчеркнул, что политика Трампа обладает немалым «протестным» потенциалом – она способна разорвать американское общество пополам, а линией разрыва станут социальные и культурные вопросы. К чему это приведет? Скоро увидим.

Изображение: Шедеврум
Изображение: Шедеврум

Скажи мне, кто твой друг

В администрации нового президента США несколько ключевых фигур придерживаются довольно радикальных политических взглядов. Например, Кристи Ноэм, министр внутренней безопасности, известна жесткой иммиграционной политикой и поддержкой традиционных ценностей. Новый министр обороны Пет Хегсет – консерватор, во всяком случае, в вопросах национальной безопасности.

А еще – госсекретарь Марко Рубио, министр образования Линда Макмахон, глава нацразведки Тулси Габбард… И, конечно же, Илон Маск. Трамп посадил его во главу Департамента эффективности правительства. Хотя Маск известен своими либертарианскими взглядами, его назначение отражает стремление администрации к инновациям и сокращению государственного вмешательства.

Что это значит для России?

Трамп в свое время «топил» за стратегию «Америка прежде всего», делая акцент на национальных интересах, и был склонен избегать вмешательств в международные конфликты, если это не соответствовало интересам его страны. На первый взгляд, России это на руку. Однако уже в первый день в Овальном кабинете он допустил, что будут введены новые антироссийские санкции.

Украинский же конфликт Трамп был склонен рассматривать как «не нашу проблему», и требовал от европейских союзников взять на себя основное финансовое бремя – так сказать, нести тяжелую часть бревна. В целом, Трамп не скрывал своего скептического отношения к Киеву. Его холодность по отношению к Зеленскому (которого, в частности, не пригласили на инаугурацию) может быть как следствием личных предпочтений, так и демонстрацией политической воли – в том числе, нежелания глубоко вовлекаться в конфликт, не приносящий, по его мнению, достаточной выгоды для США.

Источник