Дэвид Линч - кинорежиссер, продюсер, сценарист, художник, практик трансцендентальной медитации, творец искусства перфоманса, композитор и просто человек, который вывел современный голливудский кинематограф на новый метафизический уровень. Его вклад в американскую, а если американскую, то, следовательно, и мировую киноиндустрию безумно важен на сегодняшний день. Киноискусство Дэвида Линча отличается от других работ действующих кинорежиссеров неструктурностью повествования, безупречной гипнотизирующей картинкой, загадочностью игры актеров, постоянно играющим шансоном, а вместе с ним и звуком ветра, который символизирует во всех его фильмах загадку, которую Линч вместе со зрителями и кинокритиками пытаются разгадать на протяжении всего творческого пути кинематографиста. Дэвид никогда не объясняет смысл своих фильмов, он будто загадывает загадку перед всем зрительским залом, зная что на эту загадку нет ответа. Может смысл в самом наличие загадки? - Кто знает. По крайне мере, Линч не акцентирует свое и зрительское внимание на драматургическом повествования истории фильма, может даже и не на самой истории, и не на художественной картинке, а будто на ощущение фильма. Того самого чувства, которое охватывает наше сознание, когда мы выходим из кинозала после просмотра одного из шедевров кинорежиссера. Ведь, Линчевского кино, как сон - оно ощущается вещим, кошмарным и в одно и тоже время ностальгически-детским. Не все наши сны понятны даже нам, большинство мы просто не помним, а те, которые запоминаем с трудом записываем или проговариваем на человеческом объяснимом языке. Так и с киноискусством Дэвида Линча - оно будто разговаривает и показывает на своем языке, загадочно-гипнотизирующийтранс, в который впадает зритель при просмотре того же «Малхолланда Драйва» или «Головы-Ластика». Сам Дэвид раскрывает секрет создания идей своих картин - трансцендентальная медитация, в которой кинорежиссер выходит из тела и «состояния эго» в пространство, которое в его понимании является выше объемов вселенной и всего сущего в мире - именно там, в миллисекунде полного слияния с бесконечным Линч берет свои идеи для фильмов. Данную методику режиссер практикует стабильно два раза в день - в 10 утра и 4 часа дня перед обедом.
Творчество Дэвида Линча на сегодняшний день является самым актуальным отображением реальности, «безвременья», в которой находится европейская культура. Хотя многие называют кинематограф в общем не отображением реальности, а самой реальностью. Однако, в случае с Дэвидом - его кино является и параллельным измерением, в который мы попадаем как в сон, и отображением нашего измерения, в котором мы живем на данный момент. Если более понятными словами, то с точки зрения современной культуры метамодерна Линчевский кинематограф является прекрасным его примером, а с точки зрения богатства и интимности воображаемой реальности режиссера - имеет право на существования, как еще одной из предполагаемых реальностей. Так или иначе, Дэвид является сам по себе интересной и загадочной личностью, чье творчество можно изучать снова и снова, открывая для себя новые измерения понимания реальности, в которой мы все живем.
Дэвид Линч родился 20 января 1946 года в маленьком городке Миссула, штат Монтана. Работа отца предполагала частые переезды, поэтому семья время от времени меняла места жительства. Маленький Дэвид большую часть времени проводил за рисованием, не гнался за дружбой и старался не привязываться к очередному месту жительства. Как говорит режиссер: «Самое лучшее что сделала для меня мама в детстве - это перестала покупать раскраски. Мне самому приходилось рисовать раскраски» Может именно с этого момента было положено творческое начало маленького художника, который в последствии покорит мир своим кино. Все же дальнейшая жизнь мальчика складывалась не без испытаний. Например, в подростковом возрасте Дэвид жил двумя жизнями - дома был одним человеком, а в компании друзей совсем другим. Знакомство родителей с друзьями или девушкой были на грани невозможного и сверхъественного для будущего режиссера. Именно это отобразилось в таких кинокартинах Линча, как «Твин Пикс: Сквозь огонь» и телесериал «Твин Пикс», где есть интересный персонаж - Лора Палмер, которая ведет две жизни. Родители, одноклассники, учителя видят девушку как примерную дочь и гордость школы, в то время как Лора в свободное от дома и учебы время проводит в борделях и страдает от наркотической зависимости. Сам Дэвид никогда не комментировал чем именно занимался в свой подростковый период, а просто говорил загадкой: «Тогда были нелегкие времена. Тьма почти овладевала мною»[7]. Некоторые кинокритики все же проводят интересную параллель между кинорежиссером и его персонажем - Лорой Палмер, ведь по сюжету девушка столкнулась с настоящей тьмой в ее человеческом и нечеловеческом обличие.
Впервые Дэвид Линч задумался о карьере художника примерно в старшей школе, когда познакомится с отцом друга, который работал живописцем. В последствии, он стал наставником будущего кинематографиста: советовал различную литературу об искусстве живописи, укреплял творческий стержень Дэвида. Благодаря его наставничеству Линч пересмотрел профессию художника и осознал для себя, что любимое дело может приносить доход. В последствии, юный Дэвид поступил в Пенсивальскую академию искусств в Филадельфии, где изучал живопись, скульптуру и фотографию. Первое время ему было тяжело адаптироваться к новой среде, и по воспоминанием Линча, он сидел один в темной комнате в течение двух недель, слушая радио, приложив его к уху, так как батарейки почти не работали. Чуть позже Дэвид даже захотел уйти из академии, но его остановили друзья-художники, с которыми будущий кинематографист постоянно пил кофе и обсуждал искусство. Они были старше его и выступали также в роли наставников для юного художника.
Еще в период обучения в Пенсивальской академии Линч задумался над тем, чтобы оживить свои холсты, сделать из рисунка фильм. Это произошло когда в один из вечеров, заканчивая мрачную картину «Сад ночью», он почувствовал дуновение ветра, взглянул на холст и увидел, как колышется зелень. «О, это движущееся изображение», – сказал сам себе Дэвид и решился заглянуть в мир мультипликации. В последствии этого, Линч начал заниматься «оживлением картин», купил кинокамеру и снимал свои фильмы в гараже, используя в качестве актеров жену и родственников. Кино все больше поглощало молодого режиссера. С готовым сценарием своего следующего фильма он принял участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино и выиграл деньги на съемки короткометражки и подготовку первого полнометражного проекта. Хотя сам Дэвид до последнего не верил, что грант достанется ему, так как из кандидатов на поступление были люди,которые уже сделали себе имя в киноиндустрии. Однако, к большому счастью для мирового кинематографа, Линч поступил в киношколу и начал свой кинорежиссерский путь героя, который продолжает по сей день.
Первым полнометражным фильмом Дэвида был «Голова-ластик», который он со съемочной командой снимали 5 лет из-за постоянной нехватки бюджета. В итоге, абсолютно новый, ни на что не похожий подход автора к героям, сюжету и пространству кадра тут же сделал ленту культовой, а имя Линча стало все чаще появляться на страницах печатной прессы и на устах кинематографистов и простых любителей кино. В частности, «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика, он даже жалел, что не сам был автором этой картины. А на съемках «Сияния» и вовсе показывал работу Линча команде, чтобы все смогли ощутить, каким Кубрик хочет видеть экранизацию хоррора Стивена Кинга.
Таким образом, сама судьба проложила Дэвиду Линчу дорогу в мир большого кино, где почти каждый фильм режиссера на слуху у большинства киношников и не только. Конечно, после фильма «Голова- ластик» Линч брался за съемки различных кинокартин: начиная от коммерческого телесериала «Твин Пикс», заканчивая «Маллхоланд Драйв», где режиссер выражал свою неприязнь к Голливудскому мирку кинематографистов. И во всех этих картинах ощущался сам Дэвид Линч, не просто его индивидуальным киносюрреализмом, а именно Линчевским духом, который он будто сакрально вкладывает в уязвимые места подсознания зрителя.