Найти в Дзене
svetlana venediukhina

ФИЛЬМ «ОДЕРЖИМОСТЬ» (2014) - ОЧЕРЕДНАЯ «ПОПКРОНОВСКАЯ КАРТИНА» ИЛИ ВЕЛИЧАЙШАЯ РАБОТА ДЕМЬЯНА ШАЗЕЛЛЯ?

Фильм «Одержимость» режиссера Демьяна Шазелла - одна из величайших голливудских картин прошлого десятилетия, которая «навела много шума» по всему миру. Одни считают ее второсортной «попкорновской» кинокартиной, а другие отличают операторское мастерство и величайшую работу композитора и режиссера. Даже среди студентов киновузов и просто в интернет-среде появляется все больше «мемов» на тему «Одержимости» - например, его вносят в вымышленный смешливый список типичных любимых фильмов абитуриентов во ВГИК на режиссуру игрового кино. В смысле, его смотрел почти каждый второй из-за обретенной фильмом в 2014-2015 году популярности, поэтому вряд ли 20-ти летних подростков можно удивить своими познаниями в кино, назвав этот фильм. «Его же смотрел каждый!», «Типичный голливудский фильм с высоким бюджетом», «На один раз!» - это можно часто услышать среди юных студентов, изучающих кино. Моя рецензия начинает отталкивается от личных субъективных переживаниях по поводу этого фильма - т

Фильм «Одержимость» режиссера Демьяна Шазелла - одна из величайших голливудских картин прошлого десятилетия, которая «навела много шума» по всему миру. Одни считают ее второсортной «попкорновской» кинокартиной, а другие отличают операторское мастерство и величайшую работу композитора и режиссера. Даже среди студентов киновузов и просто в интернет-среде появляется все больше «мемов» на тему «Одержимости» - например, его вносят в вымышленный смешливый список типичных любимых фильмов абитуриентов во ВГИК на режиссуру игрового кино. В смысле, его смотрел почти каждый второй из-за обретенной фильмом в 2014-2015 году популярности, поэтому вряд ли 20-ти летних подростков можно удивить своими познаниями в кино, назвав этот фильм. «Его же смотрел каждый!», «Типичный голливудский фильм с высоким бюджетом», «На один раз!» - это можно часто услышать среди юных студентов, изучающих кино.

Моя рецензия начинает отталкивается от личных субъективных переживаниях по поводу этого фильма - так как назвать его любимым среди сверстников иногда равно будто маленькой смерти. «А как же Эйзенштейн, Дзига Вертов или всеми любимый Альфред Хичкок?» - однажды услышала я при оглашении своей самой любимой кинокартины. Это конечно обидело меня и, оказывается, я человек злопамятный раз решила вспомнить этот момент в течение написания данной рецензии. Однако, эта ситуация навела меня на мысль, что большинство популярных голливудских фильмов немного недооценены в студенческой киносреде. И «Одержимость» - один из них.

Начнем с небольшой биография Демьяна Шазелла - он один из самых молодых кинорежиссеров Голливуда. Ему было 29 лет, когда в прокат вышла «Одержимость», а в тридцатилетнем возрасте Шазелл стал обладателем трех номинаций на Оскар за снятый им фильм (и это только начало) Его кинокартина - это не просто история, а настоящая метафоричная автобиография кинорежиссера. Шазелл с самого детства играл на барабанах и был поклонником джаза, как главный герой фильма - студент Ниман. Однако, в средней школе будущий кинематографист понял, что у него нет таланта игры в джазовом оркестре и Демьян ушел в кино, в отличие от Нимана - который не смотря на отсутсвие единомышленников джазистов в его жизни поступил в лучшую джазовую консерваторию в Нью-Йорке на грантовой основе. «В отличие от моего героя, у меня нет таланта стать великим музыкантом» - говорил Шазелл в одном из интервью. Из этого следует, что «Одержимость» очень личная и эмоционально-пропитанная кинокартина режиссера, некая иллюзия его жизни, построенная из школьных мечтаний о музыкальном будущем.

Сюжет фильма искренен и прост, скрывая за собой глубокие психологические смыслы. Экспозиция фильма вводит зрителя в очередную ночную репетицию Нимана в подвальном помещении консерватории, где он знакомится с преподавателем Теренсом Флетчером. В последствии он станет наставником и главным врагом первокурсника. Завязка и первый конфликт начинается, когда преподаватель приглашает Нимана в свой оркестр, который является лучшим в Нью-Йорке («а если лучший в Нью-Йорке, значит, и в мире» - по словам Теренса). Главный герой сталкивается с большой ответственностью и страхом за свою музыкальную карьеру - чередой долгих и напряженных репетиций, сомнений в собственных силах и таланте, а также с яростным и порой даже жестоким характером преподавателя.

На протяжении всего фильма герой находится на метафоричных эмоциональных качелях, которые Флетчер качает, как марионетку - юный барабанщик постоянно падает и встает на ноги, пытаясь стать тем, кем пока не является. Тревога, напряженность, как невидимая вуаль, окутывает зрителя при просмотре кинокартины - параллельно с этим джазовая композиция «Караван» подпитывает саспенс и даже немного надоедает, так как главный герой репетирует ее на протяжении всего второго акта. Сочувствие к Ниману неизбежно - сценарий прописан до мельчайших элементов, поэтому становится невидимым в подтекстах.

Об операторской работе «Одержимости» уже есть миллион видеоуроков в интернете и научных статей - сдержанность, плановость, свет, цвет рассказывают свою историю параллельно с основным сюжетом. В этой картине точно прослеживается режиссерский стиль и утонченная работа оператора-постановщика Томми Гёрнса. Освещенность стен, ракурсы и планы буквально говорят на своем неуловимом киноязыке и ведут зрителя вместе со звуковым сопровождением в невиданный мир Шазелловского кинематографа. Различие операторских приемов и их экспериментальность делает «Одержимость» революционной кинокартиной - абсолютно не похожей на всех.

Конечно не все могут согласиться с гением «Одержимости», считая эту работу не особо уникальной и заслуживающей оскаровских номинаций. С чем-то я конечно согласна с ними, ведь, фильм не затрагивает остросоциальные проблемы и не имеет масштабной повестки, чтобы считать его великим и добавить в папку «Смотреть всем обязательно - ваше сознание точно перевернется!». Нет. Для этого есть фильмы других кинематографистов с куде более глобальными конфликтами. «Одержимость» - это лишь простая история о простом парне, которая лишь с виду кажется простой, как и главный герой Ниман, в котором заложен талант великого инструменталиста. В фильме множество психологизмов, а арка персонажа главного героя до сих пор является одним из примеров типа личности «нарцисса» в среде психоаналитиков. Ведь, через познание сути человека (даже если это вымышленный персонаж фильма) - мы познаем себя и мир вокруг. Поэтому советую смотреть «Одержимость» отталкиваясь от этой мысли, особенно если Вы в процессе обучения, построения карьеры или загорелись новым делом, которым мечтали заняться всю жизнь. Приятного просмотра!