Я прочитала большое количество отзывов, где писали о том, что эта книга вдохновляет на усердную работу. Понятия не имею, какая именно часть вдохновляет, и какая у этих людей цель, но просто хочу пожелать всем этим людям следить за своим здоровьем и не переусердствовать. Потому что история Мартина Идена, говоря современным языком, это история зацикленности на одной цели, выгорании, депрессии, которая привела к закономерной трагедии. Человек поставил перед собой одну цель, поставил на пьедестал, думал только о ней, уверил себя, что, когда достигнет её, достигнет счастья. Только вот что будет в день, когда он своего добьется? Куда он будет девать 16 часов времени, которое он ежедневно отдавал книгам и рукописям? А что насчет жизни, которую он отложил, пока не выходил из комнаты и печатал рассказы? По мере повествования помешательство Мартина только усиливалось, а часы сна уменьшались. Звучит не как мотивация к действиям.
Недавно я рассказывала о книге «Цветы для Элджернона», которая показалась мне очень похожей на историю Мартина Идена. Мы видим двух молодых людей, которые мечтают обрести знания, стать умными, стать достойными общения со своим окружением. Но, когда они стремительно набирали знания, которые их кумиры набирали в течение жизни, они уже не могли остановиться. И Мартин уже читал не чтобы впечатлить кого-то, а потому что сам нуждался в ответах. А когда перестал довольствоваться ими, стал писать сам, стал общаться с людьми, по его мнению, умнее тех, к которым стремился изначально. Но будет ли конец этим поискам? Да. Когда поймёшь, что твоя мечта не принесла тебе счастья.
Первая часть книги в какой-то момент зациклилась на штудировании учебников и работы на износ. Эти описания будто перенесли меня в инстаграм, где люди рассказывают о том, как встают в 5 утра, чтобы побегать, почитать и сесть за работу. Этих описаний стало слишком много, но, наверное, так и нужно было показать, насколько далеко зашёл Мартин. Когда я читала, я была уверена, что он в конце добьется своего, станет успешным писателем, но вряд ли оценит своё достижение. Потому что идеализировать чтобы то ни было, это всегда путь к разочарованию. Вообще, книга довольно простая в плане повествования, а конец слишком предсказуемый и неизбежный. От того ещё больнее читать о пути юноши, ожидающего от жизни слишком много.
«Остро, мучительно чувствуя то великое, всеобъемлющее, что есть в мире, я вынужден топтаться и пробираться ощупью среди школярской болтовни и спорить, следует ли ему изучать латынь».
Это мысли Мартина об обществе и о Руфи, которых недавно он считал недостижимым идеалом. Руфь же, его возлюбленная, не была настолько умна, скорее эрудированна. Она сама изначально решила подстроить его под стандарты своего общества. А когда всё вышло из-под контроля, бросила все педали. Руфь, пусть неосознанно, поставила над ним эксперимент, слепила из него другого человека. Она не понимала значения слова «бедность», не смогла бы заработать деньги самостоятельно, они были из разных миров, и пусть бы оставались там и дальше.
Ближе к концу уже начинаются беседы о социализме. Беседы, речи Мартина о том, что в мире естественно побеждать слабого, а большинство людей – рабы, еще больше раскрывают его состояние, разочарование в жизни и в людях. Ведь, если в мире нет света, и каждый сам за себя, кому же нужен он, а не его слава и деньги? Кажется, тут довольно открыто выражается мнение писателя о капитализме, как о высасывающем душу, несправедливом явлении. Но рассуждения о социализме, об общем благе для всех, для меня, читателя 21 века, кажутся невыполнимыми и слишком романтичными. Но это я расписывать не хочу, потому что споры эти вечны и продолжаются сотни лет, вряд ли я скажу что-то новое.
Всё-таки, хотелось бы сказать, что книга казалась немного наивной. Возможно, дело в возрасте главного героя, ему около 20, он молод, поэтому довольно четко разделяет людей, и это противостояние обществу кажется юношеским протестом. Люди описаны слишком ограничено. Практически не нашлось в приличном обществе интересных людей, способных на серьёзные разговоры, а единственный, кто заинтересовал Мартина и дал пищу для размышлений, тоже глубоко несчастен. Но все-таки, общество мне бы хотелось оправдать. Общество, это ведь мы с вами. Как часто мы думаем о великих делах, о философии, готовы ли мы искренне поверить в чудо? А успех Мартина и был чудом. Среди нас найдутся и подлецы, и моралисты, бескорыстные, умные и не очень, но прелесть в том, все эти качества человек может совмещать в себе, не могут сразу все люди как единое целое оказаться фальшивыми и лицемерными. Мартин придумал себе образ всех этих людей, придумал образ Руфь, чтобы в итоге обвинить всех в своем разочаровании, сделал это неосознанно, что даже хуже.
Не хочется никого винить в этой истории. Потому что трагедия заключается в том, что молодой парень бросился в омут с головой, возложил слишком много ожиданий, поставил практически невыполнимую цель, а когда до неё дошел, ни старая цель, ни создание новой больше не имели ценности, не были истинны. «Вспомнилась одна из безумных идей Ницше – безумец усомнился в самом существовании истины». Не имели ценности любовь, богатство, слава, и даже безлюдный островок в Тихом океане.
«Мне показалось, он проник в самую суть жизни и отчаянно испугался того, что увидел, и сам перед собой притворяется, будто ничего этого не видел»