Как менялась цена на нефть и бензин в России?
Россия – самая богатая природными ресурсами страна мира. Эту аксиому граждане впитывают с самого раннего детства – в детских садах, в школах, где дети получают первое представление о стране, в которой они находятся. Лёгкими штрихами, с помощью чётких и ясных тезисов создаётся фундамент будущего мировоззрения.
Неудивительно, что идеологические противники вводят свои контртезисы, нацеленные на то, чтобы разрушить строящуюся картину мира. Они умело играют на противоречии, заставляя школьников сомневаться в том, что они слышали на протяжении нескольких лет кряду. «Россия – самая богатая природными ресурсами страна? А почему тогда бензин, производимый из нефти, такой дорогой?»
Школьник задумывается. Школьник начинает мыслительный процесс.
После уроков приходит домой и слышит пламенную речь от отца, который жалуется на то, как сильно подорожал его любимый «92-й»! Складывается достаточно странная и противоречивая картина, заставляющая задавать, на первый взгляд, крайне сложный вопрос: «А действительно, почему? Ведь в России огромное количество нефти».
Ценообразование в глазах некоторых граждан выглядит следующим образом: стоимость нефти падает и вместе с ней должна падать цена на бензин. Однако так по какой причине не происходит. В первую очередь потому, что «чёрное золото», несмотря на свою плотность и тягучесть, крайне гибкий рыночный товар.
Начиная с 2024 года, цена неконтролируемо скакала – от 69 долларов за баррель до 93. Что в это время происходило с ценой на бензин? Она росла. Причём росла постепенно и планомерно вне зависимости от того, сколько стоила нефть. АИ-92 с 49 рублей дорос до 52, АИ-95 с 53 до 56 – проще говоря, динамика вполне очевидная и объяснимая.
Для тех, кто не особо понял тенденцию, следует пояснить: бензин, как и все товары на рынке, является продуктом, подверженным инфляции. Здесь невелика разница между хлебом и горючим, потому что цена и на то, и на другое выросло в пределах инфляционных 8-9%.
Впрочем, такое объяснение для граждан вряд ли несёт хоть какую-то ценность. Ведь часть населения видят прямую зависимость между ценой на нефть и бензином, но настолько ли тесно взаимосвязаны нефть с бензином и взаимосвязаны ли они вообще? Или здесь имеет место ужасающий сговор всех АЗС с целью заработка на простых русских людях?
«Это сговор?» Почему бензин не дешевеет?
При ответе на вопрос важно понять: из чего вообще строится цена на бензин? В конце концов, нефть не превращается волшебным образом в горючее, этому предшествует огромное количество стадий.
В первую очередь, «чёрное золотое» добывают. Стоимость её добычи, как ни странно, составляет до 7% от итоговой стоимости бензина. Затем идёт переработка и транспортировка нефти, на которую тоже затрачиваются определённые ресурсы – до 8,5% от цены. Однако для начала необходимо нужно построить АЗС, после чего вести оптово-розничную торговлю вместе с обслуживанием объекта, на что уходит 13,5%.
Из названных выше факторов выходит 29%. Куда же пропал ещё 71%? Ответ простой и бюрократически типичный – всё уходит в налоги. Акцизы, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), НДС (налог на добавленную стоимость) и другие страшные аббревиатуры, влияющие на ценовую политику в отношении бензина.
Как можно заметить, сама по себе добыча и использование нефти составляет ничтожно малую часть от общей стоимости. Поэтому, собственно, резких скачков и резких падений цены после подорожания нефти на рынке ожидать не приходится. К тому же, государство особенно тщательно следит за ценами на бензин, используя такой экономический механизм, как демпфер, помогающий справиться с колебанием стоимости товара на рынке.
В условиях свободного рынка нефтяники имеют огромное количество точек сбыта нефти. Временами продавать товар на Запад может быть прибыльнее, и для того, чтобы сохранять природные ресурсы внутри страны, государство использует демпферный механизм. В таком случае власти доплачивают нефтяникам ту сумму, которую они недополучили, торгуя внутри государства.
Правда, есть и экономический нюанс: если же цена на нефть растёт, государство берёт с нефтяников некоторые «излишки». Это позволяет держать стоимость бензина в определённом диапазоне, сопутствуя определённой стабильности, так как даже самые ярые противники и критиканы нефтяников не смогут обвинить их в невероятно резких изменениях стоимости. Более того, цена на бензин растёт медленнее, чем на некоторые другие продукты.
Особенно удивительно это в условиях 50% сокращения демпфера. Стоит отметить, что принятый в 2023 году закон несколько ускорил увеличение цены на бензин.
Объяснить причину экономии, пожалуй, не стоит. В условиях колоссального санкционного давления и боевых действий, Россия ведёт борьбу и на экономическом фронте, отстаивая собственный суверенитет. Власти посчитали нужным уменьшить демпфер и направить сэкономленные деньги в иные сферы, тем самым избрав вполне справедливую меру.
Простого выбора здесь не было – невозможно угодить и нефтяникам, и потребителям, но попытка к этому была сделана. Потому достаточно удивительно слышать фразы о неком «сговоре» корпораций. Имея достаточно хрупкий бизнес, они находятся под постоянным давлением со всех сторон. Если цены слишком высокие – они отдают государству и получают критику от потребителей.
А для тех, кто считает их бизнес «золотой жилой», просто задайтесь вопросом: почему малое количество бизнесменов, имея возможности для открытия АЗС, не идут в «столь прибыльный бизнес». Просто в «чёрном золоте», как выяснилось, слишком много подводных камней, а уж в производных от нефти их ещё больше.
Тем не менее, всё это вряд ли в силах убедить уверенных в «сговоре». Такое суждение выбивается лишь одним способом: проверкой сферы изнутри. Так что всем любителям теорий заговора нужно просто попробовать себя в нефтяном бизнесе, и нет сомнений: после этого жалоб на стоимость товара у них будет значительно меньше.