Найти в Дзене
Хм.. А это Интересно!

Эксперимент Стэнли Милгрэма. Почему люди так охотно творят зло?

Суть эксперимента заключалась в исследовании готовности людей причинять боль и страдания другим, если того требует человек с авторитетом. Проводился в 1961 году. После холокоста многих волновал вопрос - как же люди так охотно творят зло и причиняют боль другим?! Под руководством американского социального психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма это решили попробовать выяснить. Милгрэм хотел узнать, как далеко готовы зайти люди, подчиняясь приказам авторитета, даже если это противоречит их собственным моральным принципам. Через объявления в газетах он нашел тех, кто был готов принять участие в эксперименте. Были отобраны мужчины разных профессий, без ученой степени, в возрасте от 20 до 50 лет. За участие им обещали денежное вознаграждение. Добровольцам объяснили, что они будут помогать исследовать механизмы памяти и обучения. Добровольцам сказали, что случайным образом, с помощью жеребьевки их разделят на две группы — «учителя» и «ученики». На самом деле «учениками» были на

Суть эксперимента заключалась в исследовании готовности людей причинять боль и страдания другим, если того требует человек с авторитетом. Проводился в 1961 году.

После холокоста многих волновал вопрос - как же люди так охотно творят зло и причиняют боль другим?!

Под руководством американского социального психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма это решили попробовать выяснить.

Милгрэм хотел узнать, как далеко готовы зайти люди, подчиняясь приказам авторитета, даже если это противоречит их собственным моральным принципам. Через объявления в газетах он нашел тех, кто был готов принять участие в эксперименте.

Были отобраны мужчины разных профессий, без ученой степени, в возрасте от 20 до 50 лет. За участие им обещали денежное вознаграждение. Добровольцам объяснили, что они будут помогать исследовать механизмы памяти и обучения.

Добровольцам сказали, что случайным образом, с помощью жеребьевки их разделят на две группы — «учителя» и «ученики». На самом деле «учениками» были нанятые актеры.

Изображение взято в свободном доступе сети Интернет
Изображение взято в свободном доступе сети Интернет

После ненастоящей жеребьевки «ученика» усаживали на стул, похожий на электрический, и привязывали к его рукам электроды. Затем участников инструктировали: «Учитель» должен был называть пары слов, а «ученик» — запоминать их. «Ученик» при этом находился в другой комнате — так, чтобы с ним можно было говорить, но его нельзя было видеть.

Если «ученик» неправильно запомнил слова и делал ошибки его нужно было наказывать ударом тока. Напряжение начиналось с 15 вольт. За каждую ошибку током били сильнее: напряжение увеличивали на 15 вольт каждый раз и могли дойти до 450 вольт! Прежде чем начать эксперимент, «учителям» давали испытать на себе удар тока в 45 вольт, чтобы они могли себе представить, что почувствуют «ученики».

Если в ходе эксперимента они начинали сомневаться, стоит ли наказывать «ученика», или беспокоились за его состояние, то вмешивался экзаменатор. Он находился в одной комнате с «учителем» и говорил одну из фраз: «эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «пожалуйста, продолжайте», «у вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Эксперимент считали оконченным тогда, когда «учитель» отказывался выполнять приказы экзаменатора или когда уровень напряжения электрического удара достигал максимума - 450 вольт. Тогда участникам объясняли, что «ученик» на самом деле не подвергался никакому электрическому воздействию — а все увиденное - игра актеров.

Интересно: Один из «учителей» спросил экспериментатора: «Кто будет нести ответственность, если с „учеником“ что-нибудь случится?». После ответа «ответственность буду нести я» сомневающийся продолжал эксперимент, хотя и демонстрировал признаки стресса.

Результаты экспериментов Стэнли Милгрэма оказались неутешительными. Многие «учителя» испытывали сильное эмоциональное напряжение, но большинство из них продолжали выполнять инструкции и подвергали ударам тока «учеников»! Они доходили до максимального напряжения в 450 вольт, невзирая на мольбы «ученика» остановиться. Один из актеров даже закричал, что у него больное сердце, но это не повлияло на решения его «учителя».

В первом эксперименте Милгрэма до максимального уровня напряжения дошли до 26 человек из 40, то есть 65% участников. Целых 80% «учителей» преодолели порог в 150 вольт — когда напряжение достигало этого порога, «ученик» начинал умолять остановить эксперимент и жаловаться на боль в сердце.

Никто не ожидал таких результатов! Еще до начала эксперимента, Милгрэм консультировался с психиатрами, те давали прогнозы, что только 0,1% испытуемых дойдет до конца.

Милгрэм предполагал, что американцы не подчиняются авторитетам, требующим причинять боль другим. Он планировал повторить эксперимент с участниками из Германии, чтобы выявить нечто особое в именно немецком характере — то, что делает их более жестокими.

Но ученый обнаружил совершенно другое - люди в целом склонны подчиняться авторитетным лицам, даже если понимают, что несут зло другим.