Эффект Авокадо
[ɪˈfekt ævəˈkAAAːdəʊ]
Бывает ли у вас такое, что напечвалоали в сообщениях вместо одного слова абракадабру, уже отправили клиенту, полезли извиняться и исправлять – а вам пишут, что все в порядке - по контексту и так было понятно, что там за слово было? – Это он, эффект авокадо.
Или вы приходите как клиент к продавцу, а он ведет себя странновато: вроде бы и не хамит, но и явно за вами не «бегает», допускает огрехи в коммуникациях, а когда вы ему показываете, что на его сайте написано «в течениИ» (sic!) и надо бы исправить – только улыбается и рекомендует, если что, обратиться к своему конкуренту? – Это тоже эффект авокадо.
Или когда все жалуются, что Хайят Динамо «уже не торт» (ну да, сеть же ушла из России), и любимый Хилтон ДаблТри Марина все быстрее превращается в три звезды, а ты сидишь во «всего лишь» апарт-отеле Yes Ботаника и ни в коем случае не хвастаешься, что тебе здесь ну очень более чем ок – это тоже он, эффект Авокадо.
Откуда появился этот термин? Из поселка, где живут мои родители. Я всю жизнь думал, что в нем только один поселковый магазин. Он, естественно, находится на центральной улице и выглядит не как современные «Перекрестки», но в общем и целом «нууу норм»: толстая деревянная дверь, решетки совковые на больших окнах (да-да, вы уже заметили нестыковку с фотографией?). В общем, лично я туда никогда не ходил. Страшновато. Удивляло только, что родители всегда как-то очень быстро, говоря, что «пошли в магаз», возвращались обратно. Путь там не на две минуты.
И вот, хьюстон, спустя 15 лет проживания родителей в этом поселке, внезапно правда вскрылась: это.. не тот магазин. Их, оказывается, два.
Случайно обнаружил, когда ходил гулять по поселку.
Наш «магазин» не просто во дворах, он ЗА ними. Он страшный до чертиков. Его не видно ни на картах, ни с улицы. Он только для своих. Это чистая функция в ужасной упаковке, чтобы вообще никаких затрат на «внешнее». И название посконно русское – «Авокадо», «магазин у дома» (там действительно три основных поселковых многоквартирника и школа. Весь трафик у ваших ног, тскзть).
Вы поняли, что мозг «обычного правильного маркетолога» тут второй раз вывернули наизнанку? Этот магазин – основной в поселке, ага! Тот, что «покрасивее» и «центровее» - всего лишь дублирующий; он - необходимая монополисту альтернатива, чтобы было куда отправлять не очень понравившийся ему трафик, да и «всегда должен быть рекомендованный конкурент».
…Этакий камуфляж, отпугивание «не-клиентов» нарочито «страшной» упаковкой, раздражающие триггеры в начале общения с новым клиентом – старая байка, ее, например, в консалтинге давно используют и МакКинзи (обязательно допустить ошибку на пилоте, чтобы посмотреть реакцию и «сделать выводы»), и мы (ой, простите, что в один ряд с Великими).
Зачем нужен Эффект авокадо вашей компании?
· Просто чтобы знать, что иногда «огрехи» и «страшный неудобный сайт» оставлены такими специально. Подумайте, насколько вам «шашечки или ехать», а не то можно вовремя не сориентироваться, начать «учить ученого» и придется ходить в дальний магазин, так как в «ближайшем» каждый раз «все закончится до вас» (они там даже выкладку не делают! Фиг проверишь).
· Прятать своих лучших подрядчиков и поставщиков, все ваше «лучшее», от «основного потока», чтобы сохранить качество и не превратиться в массмаркет.
· Перепроверить на старте уровень «истерики» потенциального клиента, чтобы квалифицировать его (а если будет крупный проект – в таком случае чего от него ожидать? Оно нам надо?).
· Главное: концентрироваться на ключевой функции. Не размывать экспертизу, сохраняя фокус на ключевой ценности, которую компания несет миру.
Пример 1: Поселковый «магазин Авокадо» ближайшие три года не станет местом притяжения местных или сервисом доставки. Ему не нужны окна, приятная входная группа, столики и барная стойка. Все это было бы, конечно, неплохо – но это все требует вложений. Зачем поднимать цены, если очень заботишься о своих клиентах?
Пример 2: Мы давно всех предупреждаем, что «не про визуал», мы про смысл (текст, таблица, схема, алгоритм, PPVVC, АВКПД и так далее). Спасибо ИИ, теперь огромную программу тренинга по гибким продажам (на этой неделе вывесим на сайте) мы быстро разносим на слайды в один клик. Нужен ли в итоге консалтинг компании свой визуальный код? - НЕТ. Минимальное требование клиента – наличие чистого визуального ряда без лишнего визуального шума. Отстройка от конкурентов, если мы хотим выделиться – лого в уголке титульного слайда. Наверное, больше ничего не надо.
· Наиглавнейшее: использование термина «эффект АвокАААдо» позволяет быстро пресечь попытки исправить некритические ошибки и просто… поржать. Все мы люди. Их много, а мы одна (компания). И надо сбегать в магазин, а то закроются.
Ой, главное же забыли! Нужно же определение термину дать, да?
Эффект Авокадо: преднамеренное или случайное искажение маркетинговой коммуникации, не влияющее на контекст.
Так пойдет? Если да - подписывайтесь на наш телеграмм канал. Там много "эффекта Авокадо"