Каким журналистом я хочу стать?
Мораль в профессии
Никогда не забуду тот день, когда в канун моего 16-летия, придя вечером с работы, мама, как обычно, решила порадовать меня приятным подарком в виде печатного издания, купленного в местном ларьке «Союз печать», подобного журналам «Телесемь», «Glamour», газете «Комсомольская правда». Она, как никто другой, знает, что я хочу стать журналистом и относиться к своей работе так же добросовестно, как и Ксения Собчак или Владимир Познер, поэтому читаю много новостной литературы. В тот вечер в моих руках оказалась газета «Коммерсантъ». На мое удивление, ее номер не был свеж. «2017 год!», - воскликнула я и взглянула на маму. Мама настоятельно посоветовала мне открыть газету и обратить особое внимание на статью «Первые лица Пулитцера». В первые минуты прочтения я искренне гордилась «коллегами» и внушала себе мысль о том, что тоже хочу достичь успеха честным путем. Но мой восторг сменился негодованием, когда на глаза мне попалась «выжимка» из биографии Джанет Кук вместе с ее лживой историей о 8-летнем мальчике Джимме, который якобы страдал наркотической зависимостью. Сначала я не поверила, что эта женщина могла оказаться в одном списке с самыми честными и преданными своему делу журналистами, пока не узнала, что она тоже была награждена Пулитцеровским комитетом, а после раскрытия ее коварной лжи лишена награды и уволена. История повергла меня в шок, а сама я раз и навсегда решила для себя, что хочу стать честным журналистом, даже если правда будет стоить мне жизни.
Примером для подражания для меня стала Анна Политковская. О ней я узнала в 2013 году, когда издание «РИА Новости» опубликовало статью, посвященную 55-летию журналистки со дня ее рождения. Отвага и незаурядные способности Анны Степановны покорили меня с первых секунд знакомства с историей ее жизни. Политковская окончила МГУ имени М. В. Ломоносова, после чего устроилась на работу специальным корреспондентом «Новой газеты», где и проявила высокий профессионализм. Обладая «острым взглядом», журналистка замечала недостатки в жизни других людей, на которые не могла «закрывать глаза» и всегда хотела оказывать им помощь. Именно поэтому другим направлением деятельности Политковской, помимо журналистики, стала правозащита. Она бесстрашно проводила журналистские расследования, в которых «выводила на чистую воду» сотрудников полиции, превышающих свои полномочия. Именно эта, на первый взгляд, хрупкая женщина сумела договориться с чеченскими террористами о доставке заложникам сока и воды во время их захвата в театральном центре на Дубровке. Не осталась Политковская равнодушной к драматическим событиям 2004 года в Беслане, где вновь выступила в роли переговорщика с террористами и была отравлена токсином. Анна Степановна обладала активной гражданской позицией, стремилась улучшить жизни людей, восстанавливая справедливость, за что была награждена посмертно. Однако правда Политковской пробудила совесть далеко не у каждого: были и те, кому она «колола глаза». Из-за чего в октябре 2006 года журналистку расстреляли в лифте собственного дома в центре Москвы. Впервые после прочтения этой статьи я вдохновилась личностью Политковской. Конечно, в 9 лет я толком не понимала, через что на самом деле пришлось пройти женщине и за что с ней так подло поступили, но уже тогда я нисколько не сомневалась, что она настоящий герой. Теперь, вспоминая историю ее жизни вновь, я четко знаю, что если и хочу стать журналистом, то только таким: честным, храбрым и пытливым. И пускай моя правда будет такой же «настырной» и «неудобной», как у Политковской, я не перестану делиться ей с теми, кому она действительно нужна.
Большое влияние на меня, как будущего журналиста, оказала биография самоотверженной журналистки с авантюрным характером, Нелли Блай. О ней я прочла в журнале «The voice» в прошлом году и была очарована ее проницательностью и желанием «докопаться» до истины. Свой профессиональный путь девушка начала с дерзкого ответа на статью в популярной газете «The Pittsburgh Dispatch», в котором опровергла высказывания автора о том, что женщины – «неугодные существа», созданные для домохозяйства. Ее смелый отклик был высоко оценен редактором газеты, который даже предложил девушке работу. Однако мужчина еще не подозревал, что «связался» с непреклонной авантюристкой. Благодаря своей настойчивости и тяге к приключениям, Нелли уговорила босса направить ее репортером в Мексику, где она, не стесняясь в выражениях, описывала быт и жизнь простых рабочих и особенно женщин, трудящихся на производстве. Юная бунтарка поддержала местных журналистов, обличавших коррупционеров среди власть имущих, в ответ на что столкнулась с недовольством властей и вернулась на Родину. Но никакие угрозы «свыше» уже не могли остановить смутьянку по имени Нелли Блай. Темы, которые выбирала журналистка, отличались беспощадностью в отношении самых влиятельных людей Большого Яблока. Она подвергала рискам свою жизнь и карьерные «взлеты», но бесстрашно продолжала воплощать самые безумные идеи. Именно Блай лично на себе решила испытать тяготы условий психбольниц, о которых писалось в изданиях Нью-Йорка, для чего притворилась умалишенной и провела в учреждении несколько недель. А ее книга «10 дней в сумасшедшем доме», написанная после выписки из психбольницы, имела грандиозный успех и сумела обратить внимание властей на принятие срочных мер по реформированию сумасшедших домов. О журналистке заговорили миллионы людей.
И хотя самоотверженность Нелли воспринималась неоднозначно, журналистка оставалась непоколебимой защитницей правды и восторженных заголовков в ее публикациях. История жизни женщины произвела на меня несгладимое впечатление и помогла понять, что честный журналист с нравственными принципами – именно тот, кем я хочу стать.
История Уолтера Франсиса Уайта, которая пару лет назад случайно попалась мне в ленте социальной сети «Вконтакте» также не оставила меня равнодушной. Благодаря ей, я в очередной раз убедилась в своих намерениях стать честным журналистом, который будет готов пойти на многое, чтобы «отыскать» правду. В двенадцатилетнем возрасте Уолтер стал свидетелем расовых беспорядков в Атланте, приведших к гибели огромное количество людей. Уже тогда мальчик принял решение стать журналистом, чтобы добраться до истины и заставить жителей города «взглянуть ужасной правде в глаза». По окончании Университета Кларк Атланта молодой человек вступил в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения, от имени которого в качестве исполняющего обязанности секретаря путешествовал по югу США, расследуя случаи линчевания и расовые бунты. Уайт старался «втереться» в доверие к организаторам беспорядков, чтобы в ходе откровенных бесед выяснить нужные ему детали, на основе которых журналист писал доклады для ассоциации, одновременно подвергая свою жизнь опасности. Печатаясь в газетах, доклады Уолтера приобрели широкую известность, а его книги развенчали самые популярные теории о преступлениях, совершаемых на почве насилия. Одним из аргументов, оправдываемых расовую дискриминацию, была необходимость защитить белых женщин от сексуального насилия. Но и она была опровергнута пытливым журналистом Уолтером Уайтом. Молодой человек не побоялся рисков и ответственности, был честен с собой и с окружающими людьми, показывая им обратную сторону медали и ведя борьбу с общественной сегрегацией, за что приобрел невероятный успех и стал моим примером для подражания.
«Коммерсантъ», который мне подарила мама, я бережно положила на полку, уже ранее стопку моих любимых печатных изданий, датированных от 1999 года до наших дней. Тогда я решила, что этот «несвежий» номер будет необратимо свеж в моей памяти еще долгие годы. И я когда я стану журналисткой, я обязательно открою статью «Первые лица Пулитцера» вновь, чтобы в очередной раз убедиться, что я все делаю верно.