Найти в Дзене

Церковь в Поречье: лепестковый "храм-цветок" и Каплуновская икона

В Поречье Рузского района когда-то располагалась одноименная усадьба, от которой сохранилась только красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. Проект этой церкви связан с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском. Казанский образ Богородицы, в честь которого освящена церковь, называют также Каплуновским, который прославился в 1709 году в сражении под Полтавой. Казанская церковь была построена в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена. Через двадцать лет на деньги Марии Петровны Яковлевой была построена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела свой нынешний вид. Церковь в Поречье представляет собой разновидность "лепесткового" храма. К тому же типу относится и известная подмосковная церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких хра
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В Поречье Рузского района когда-то располагалась одноименная усадьба, от которой сохранилась только красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. Проект этой церкви связан с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском. Казанский образ Богородицы, в честь которого освящена церковь, называют также Каплуновским, который прославился в 1709 году в сражении под Полтавой.

Казанская церковь была построена в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена. Через двадцать лет на деньги Марии Петровны Яковлевой была построена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела свой нынешний вид.

-2

Церковь в Поречье представляет собой разновидность "лепесткового" храма. К тому же типу относится и известная подмосковная церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают лепестки цветка, полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного "лепесткового" плана был построен в конце XVII века – это собор в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных богатых усадьбах стали появляться церкви такой необычной формы. В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово.

В метрике церкви 1887 года описаны реликвии церкви в Поречье. До революции в ней хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись:

Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…

Также в церкви почитались образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовая икона Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом:

Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския.

Из этих свидетельств ясно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери. Он почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю.

В сборнике Е. Поселянина "Богоматерь" мы узнаем предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто некий старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона.

Сначала икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме священника Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря:

Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!

Когда священник проснулся, из глаз Божией Матери на иконе потекли слезы. После этих чудесный явлений отец Иоанн Уманов перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь людям.

-5

Каплуновский образ прославился во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XII вошел в русскую землю, царь Петр I прибыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а сам Карл XII остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля никак не могли развести огня. Бывший при Карле гетман Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл упал духом, увидя в этом недобрый знак.

Накануне Полтавского сражения Петр I молился у Каплуновского-Казанского образа и велел обойти с ним ряды солдат. После победы царь приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись:

В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери.