Ни один отдых на водоеме нельзя назвать полноценным, если он обходится без лодки. И когда речь заходит о практичности, мобильности и доступности, то надувные поливинилхлоридные (далее ПВХ) лодки в этом вопросе уверенно занимают лидирующие позиции. Они максимально просты в эксплуатации, отличаются надежностью, большой вместимостью и легкостью. В сложенном состоянии такие суда запросто вмещаются в багажник авто, а в надутом – способны перевезти целую семью или компанию из нескольких человек.
Однако, выбор плавсредства может оказаться непростой задачей. Чтобы оно полностью отвечало запросам, было комфортным, а главное – безопасным, нужно учесть множество факторов.
Эта статья – ваш гид в мире ПВХ лодок. Наши советы помогут избежать распространенных ошибок и подобрать оптимальный вариант лодки, соответствующий вашим потребностям и бюджету. В рамках обзора, мы детально расскажем об основных параметрах выбора надувных судов, подскажем где и как их лучше покупать, а в конце рассмотрим рейтинг самых топовых ПВХ лодок в разрезе «цена и качества».
Что нужно знать о ПВХ лодках?
Большинство современных надувных лодок уже давно перестали быть просто резиновыми «матрасами». Сегодня это высокотехнологичные изделия, созданные на базе последних научных разработок. Основой таких судов служит армированная поливинилхлоридная ткань – высокопрочный эластичный материал, который намного крепче и легче традиционной «резины». ПВХ не боится влаги и низких температур, хорошо переносит ультрафиолет, отличается высокой стойкостью к механическим нагрузкам и проколам.
Конструктивно ПВХ лодка представляет из себя надувную платформу, состоящую из воздушных баллонов, специального днища и ряда вспомогательных аксессуаров. Геометрия нижней и передней части, а также бортов судна зависит от его назначения и технических параметров.
Согласно классификации, надувные поливинилхлоридные лодки бывают моторного, весельного или комбинированного весельно-моторного типа.
Модели под весла, как правило, рассчитаны на тихую стоячую воду, спокойную рыбалку и медленные сплавы. Они обычно имеют плоское днище, небольшие размеры и минимальный набор опций.
Моторные суда «заточены» под скоростные прогулки на большие расстояния как по тихим, так и по бурным водам. Они оснащены транцевой доской под установку мотора, отличаются более крупными размерами, большими весом и ценой.
Моторно-гребные модификации лодок ПВХ – это универсальный вариант, вобравший в себя наилучшие качества моторных и весельных аналогов. Они укомплектованы как транцевой доской, так и парой весел. Такие суда получили особую конструкцию днища. Характеризуются быстроходностью, маневренностью и стойкостью на волнах.
Что нужно учитывать при выборе ПВХ лодки?
Выбор подходящей надувной лодки – довольно сложный процесс, требующий детального анализа будущих условий эксплуатации. Дело в том, что одни лодки прекрасно подходят для рыбалки на спокойном озере, другие – для охоты в камышовой зоне, третьи – для экстремальных сплавов по бурным рекам.
Надо четко понимать для чего именно покупается судно, сколько человек на нем будет ходить и по каким водам, и пр. От этого будут зависеть характеристики плавсредства – его длина, форма передней части и концевиков баллонов, высота бортов, наличие килеватости и прочие параметры. Далее мы детально разберем, на чем же именно нужно акцентировать внимание, покупая поливинилхлоридную лодку.
Класс и размер судна
Габариты – ключевой фактор выбора. У каждого бренда, выпускающего ПВХ лодки, модельный ряд включает и одноместные модели, и варианты рассчитанные на нескольких пользователей. Определившись с количеством потенциальных пассажиров, выбирайте чуть более вместимую модель.
Помимо размера самой лодки, также учитывайте уровень сиденья по высоте и параметры кокпита (свободное пространство внутри лодки). Посадка должна быть удобной, а места – хватать на все снаряжение. Наиболее универсальным типом маломерного судна считается моторно-весельная модификация.
Объем воздушных баллонов и грузоподъемность
Диаметр баллонов прямо влияет на грузоподъемность и устойчивость ПВХ лодки. Чем выше борт, тем сильнее волнение сможет преодолеть судно и тем больше груза оно перевезет. Важно понимать, что под грузоподъемностью, подразумевается общий вес всех пассажиров, водителя, мотора с топливом и снаряжения, которые размещаются на плавсредстве.
Если вы подбираете лодку для групповых прогулок или профессиональной рыбалки, то стоит рассматривать модели соответствующей вместимости и грузоподъемности. Большинство ПВХ суден оснащены баллонами диаметром от 350 до 450 мм, на семейных модификациях могут быть дополнительно предусмотрены фальшборта, повышающие безопасность и устойчивость лодки.
Конструкция днища
Геометрия дна – очень важный параметр выбора, от которого зависит «характер» лодки. Днище бывает двух видов – килевидное и плоское. Надувные моторно-весельные суда, как правило, укомплектованы килевым днищем. Такая «опция» существенно улучшает управляемость лодки, а также обеспечивает ей мегабыстрый выход переход в режим глиссирования.
По жесткости, различают два типа дна – твердое (собранное из реек или пайолов) и мягкое (надувное низкого давления или обычная поливинилхлоридная ткань). Первый вариант считается более практичным, но отличается большим весом, что негативно отражается на грузоподъемности судна и удобстве его транспортировки.
Мягкое НДНД дно – наиболее оптимальный вариант. Оно работает как «теплый пол» в холодную погоду, минимизирует удары при движении по волнам, повышает грузоподъемность и надежность лодки, являясь дополнительным воздушным резервуаром.
На многих моделях маломерных судов, выпирающие компоненты днища и бортов подвергаются бронированию. Эта опция существенно увеличивает безопасность и «проходимость» ПВХ лодок, дополнительно защищая ткань от повреждений. Поэтому, если в характеристиках вы видите наличие бронирования, это однозначно топ.
Транец
Важно чтобы доска для фиксации лодочного двигателя, соответствовала мощности силовой установки. Внимательно смотрите на ее высоту и толщину, а также на материал из которого она сделана. Выбирая между стационарным и съемным транцем, отдайте предпочтение первому варианту.
Сиденья и способ их крепления
На надувных судах сиденья крепятся двумя способами – стационарно (в специальных пазах по бортам) и посредством ликтроса (метод фиксации, когда скамейки могут двигаться и крепиться в любой точке кокпита). Второй вариант позволяет самостоятельно управлять внутренним пространством лодки, поэтому считается более практичным.
Расцветка и комплектация
При выборе судна, цвет ткани также играет важную роль. На темной материи менее заметна грязь, светлая ткань меньше перегревается, а камуфляжная расцветка лучше подходит для камышовой рыбной ловли и охоты.
Комплектность лодки подбирается индивидуально и зависит от предпочтений будущего владельца. Одному может понадобиться сверхпрочный рым и держатель для удочек, другому – фальшборты и обилие ручек, а третьему – все эти опции вместе взятые. Естественно, чем шире функционал, тем лучше, но и за невостребованные «плюшки» нет смысла платить больше.
Толщина поливинилхлоридной ткани и качество соединительных швов
От плотности и качества ткани ПВХ напрямую зависят срок службы и безопасность надувной лодки. Современная материя для производства маломерных судов представляет собой сложную многослойную структуру, где каждый слой – от армирующего корда до поливинилхлорида и адгезива – выполняет свою особую функцию, наделяя материал уникальными свойствами. Проще говоря, чем выше плотность ткани, тем выше и прочность готовой лодки.
Для наглядности приведем пример: ткань уплотненная до 800 гр/м² вполне справится с камышом или мелкими ветками, тогда как осколки камней или затопленные бревна могут представлять для нее серьезную опасность и повредить. Исходя из этого, можно сказать, что для большинства наших рек и озер, оптимальная плотность ПВХ-материи для лодки должна быть не ниже 1 тыс. гр/м².
Однако не только качество материи определяет долговечность лодки. Не менее важную роль играет и технология соединения отдельных ее элементов: сварка или склеивание. Сварные швы обладают неоспоримым преимуществом перед клееными: они обеспечивают герметичность соединения, предотвращая утечку воздуха и, как следствие, потерю ходовых качеств судна. Сварка создает более монолитное и прочное соединение, гарантируя надежность и долговечность лодки на протяжении всего периода ее эксплуатации.
Стоимость лодки
На рынке представлен огромный ассортимент лодок от разных брендов с различными характеристиками. Цена, естественно, тоже разнится. Можно найти лодку как за 25 тыс. руб., так и за 100 тысяч и выше.
Условно все плавсредства можно поделить на бюджетные, оптимальные (среднеценовой сегмент) и премиальные. Каждая категория имеет как свои плюсы, так и недочеты. Выбирайте ПВХ судно согласно своему бюджету, но перед этим тщательно изучите его технические характеристики и отзывы других владельцев. Вы приобретаете лодку ни на один год. Немного переплатив за качество, вы можете получить намного больше положительных эмоций и спокойствия во время пользования.
Где покупать?
Чтобы не переживать за качество лодки, покупать ее лучше только у официальных дилеров. Так вы гарантированно получите оригинальный продукт по самой низкой цене. Да, возможно на каком-нибудь маркетплейсе найдется предложение и подешевле, но там вы можете получить «кота в мешке».
Нет никакой гарантии, что судно от «ноунейм» продавца, не разойдется по швам в самый неподходящий момент. Тогда как официальный дистрибьютор полностью несет ответственность за свои товары, предоставляя гарантию и послегарантийный сервис.
ТОП 5 наилучших ПВХ лодок для рыбной ловли, охоты и отдыха
Детальный обзор каждой модели
1. MISHIMO RAPID 380
Кол-во баллов: 5.0
Почему номер 1 в ТОПе. Сверхбыстрая широкоформатная моторно-весельная ПВХ лодка повышенного комфорта, рассчитанная на перевозку 5-6 человек. Имеет богатую комплектацию при относительно низкой цене, отличается безупречным японским качеством, стойкостью к волне и боковому ветру, маневренностью и безопасностью.
Что особенного в данной модели? MISHIMO RAPID 380 продумана до мельчайших деталей. Ее длина достигает – 3,8 метра, ширина – 1,95 метра, грузоподъемность – 850 кг. Диаметр баллонов – 500 мм. Дно – надувное низкого давления. Лодка получила максимально просторный кокпит – 3100*950 мм, который позволяет легко разместить объемный груз, без ущерба для пассажиров.
Помимо внушительных габаритов, в судне предусмотрели нестандартную геометрию днища. Благодаря центральной килеватости и двум плавникам по бокам, которые плавно переходят в единую линию на корме, лодка быстро переходит в режим глиссирования даже на минимальных оборотах мотора.
Особого внимания заслуживает ткань, использованная при производстве MISHIMO RAPID 380 – это премиальная южнокорейская поливинилхлоридная материя повышенной плотности – 1200 г/м2 на баллонах и 1400 г/м2 по дну. Метод изготовления – сварка, что обеспечивает беспрецедентно высокий уровень надежности и долговечности.
Среди прочего, MISHIMO RAPID 380 комплектуется дорогой фурнитурой, огромным количеством ручек, высокими сиденьями на ликтросе, транцем 381 мм, удобными веслами и пр.
Плюсы/минусы. Преимущества:
- фурнитура и ПВХ-ткань премиум-класса;
- сверхбыстрый переход в режим «скольжения»;
- сухой вес всего 38 кг;
- возможна установка 20-сильного двигателя.;
- вместимость 5-6 человек;
- бронирование отдельных элементов днища;
- предохранительные клапаны;
- надежность;
- оптимальное сочетание цены и качества;
- гарантия 10 полных лет.
Недочетов у MISHIMO RAPID 380 не обнаружено. Это топовая лодка, которая гарантированно не подведет и подарит массу позитивных эмоций.
2. ДРАККАР 3600 НДНД HANT-PRO
Кол-во баллов: 4.9
Почему номер 2 в ТОПе. Надежная ПВХ лодка, вместимостью до 4 человек. Отличается продуманным дизайном, устойчивостью и быстрым переходом в состояние глиссера.
Особенности. 3,6-метровая модель, грузоподъемностью в 530 кг укомплектована килевидным надувным днищем низкого давления, 430-миллиметровыми баллонами и транцевой доской под 15-сильный мотор. Ширина кокпита – 750 мм, сиденья мягкие на ликтросе.
Лодка получила все что нужно для комфортных переходов – надежную фурнитуру, предохранительные клапаны, крепкий рым, высокопрочные весла, множество ручек и пр.
При производстве использовалась немецкая поливинилхлоридная материя «Heytex», плотностью 1200/1400 г/м2 для баллонов и дна, соответственно.
Плюсы/минусы. Преимущества:
- богатая комплектация;
- высокоплотный ПВХ-материал;
- бронированный киль;
- быстрый переход в режим «скольжения»;
- наличие группы безопасности;
- низкая цена;
- год гарантии;
- стильный дизайн.
Судно полностью отвечает заявленным характеристикам, недостатков не замечено.
3. Smarine X-AIR MAX 340(X-MOTORS EDITION)
Кол-во баллов: 4.8
Почему номер 3 в ТОПе. Максимально безопасная четырехместная лодка, созданная на базе высокопрочной премиальной ткани Wonpoong, предназначена для транспортировки груза, общим весом в 550 кг. По ходовым характеристикам и надежности она практически «не отстает» от лидеров рейтинга.
Что особенного в данной модели? Судно может «похвастаться» надувным килевым днищем низкого давления, 4-секционными баллонами в 440 мм, большим кокпитом и встроенной транцевой доской под 15-сильный лодочный двигатель.
Помимо этого, лодка получила бронированное днище, косынки на транце, сливной клапан, удобные сиденья на ликтросе, мощный рым, множество ручек, легкие, но прочные весла и т.д.
Отдельная гордость – ткань из которой изготовлено маломерное судно. Здесь она южнокорейская, 6-слойная, плотностью 1200/1400/1700 г/м2 для баллонов, дна и кокпита, соответственно.
Плюсы/минусы. Преимущества:
- безупречное качество материалов и швов (сварка);
- наличие «брони» на днище;
- богатая комплектация;
- мгновенный выход в режим «скольжения»;
- возможность установки 15-сильного двигателя;
- низкая цена;
- гарантия продолжительностью в 1 год.
Недостатки не найдены. Лодка станет вашим верным помощником в семейных вылазках на природу, охоте и профессиональной рыбной ловле.
4. MISHIMO LITE 360
Кол-во баллов: 4.8
Почему номер 4 в ТОПе. Безопасная и комфортабельная лодка высокого качества, готовая к эксплуатации на большинстве водоемов России.
Особенности. Длина MISHIMO LITE 360 составляет 3,6 метра, ширина – 1,85 метра, диаметр баллонов – 480 мм. Четырехместное судно способно перевозить до 620 кг груза. Оно оснащено килевидным надувным днищем и транцем под установку 20-сильного двигателя.
MISHIMO LITE 360 создана на базе экстра-легкого премиального ПВХ-материала плотностью 1400/1200 г/м2 по дну и бортам, соответственно, и высококлассной фурнитуры PRO-LINE. Также на судне предусмотрены предохранительные клапаны, брызговики, множество крепких ручек, рым, весла, эргономичные сиденья на ликтросе и прочие опции.
Плюсы/минусы. Преимущества:
- 10-летняя гарантия;
- быстрый набор скорости выход в режим глиссирования даже на 5-сильном моторе;
- бронирование нижней части;
- высокая плавучесть и безопасность;
- топовая высокоплотная ткань.
Минусы не найдены. Это одно из лучших предложений на рынке за такую цену.
5. OMOLON X-MOTORS SLD-330 IB
Кол-во баллов: 4.6
Почему номер 5 в ТОПе. Классическое надувное моторно-весельное судно ориентированное на перевозку 3-х человек и груза, общей массой до 400 кг.
Что особенного в данной модели? Лодка имеет все что требуется для безопасной рыбалки и путешествий по тихим водоемам. Длина маломерного транспорта из ПВХ – 3,3 метра, ширина – 1,65 метра, вес – 28 кг, диаметр борта – 420 мм.
Лодка получила килеватое надувное дно, транец 380 мм под 15-сильный двигатель, сиденье на ликтросе, набор удобных весел, брызговики, сливной и подрывные клапаны, базовый набор ручек.
Плотность поливинилхлоридной материи на OMOLON X-MOTORS SLD-330 IB – 1200/1100 г/м2 в нижней части и на баллонах, соответственно. Материал качественный, южнокорейского бренда Wonpoong.
Плюсы/минусы. Достоинства:
- простота и надежность;
- быстрый переход на глиссирование;
- гарантия 12 месяцев;
- привлекательный ценник.
Существенных недостатков не обнаружено. Лодка заинтересует как рыбаков-любителей, так и простых ценителей отдыха на природе.
Подведем итог
Поливинилхлоридные лодки – это безопасный, удобный и относительно доступный водный транспорт. Они отличаются компактностью, надежностью и легкостью. Такие плавсредства не боятся солнечных лучей и коррозии, легко перевозятся и занимают минимум места при хранении.
В данном обзоре мы поделились самыми актуальными советами по выбору ПВХ лодок, а в рейтинге – рассмотрели лучшие модели маломерных судов для активного водного отдыха, опираясь на характеристики которых, Вы гарантированно подберете наиболее оптимальный вариант лодки под свой бюджет и потребности.
FAQ
1. Какие типы днища бывают у ПВХ лодок?
Дно может быть килевидным или плоским, жестким или мягким.
2. Как подобрать ПВХ лодку новичку, на что обращать внимание?
К выбору лодки нужно подходить комплексно. Важно оценить ее ширину, длину и грузоподъемность, целевое назначение, качество материи и швов, тип и форму днища, размер кокпита, наличие аксессуаров и т.д.
3.Можно ли пользоваться лодками из ПВХ на соленых водоемах?
Да, современный ПВХ рассчитан на эксплуатацию в соленой воде. Но, сразу после использования, рекомендовано промывать поверхность лодки пресной водой.
4. Как правильно хранить ПВХ лодку в межсезонье?
Лодку нужно тщательно просушить, очистить от загрязнений и хранить в расправленном или свободно сложенном виде при температуре от 0 до +25°C. Помещение должно быть сухим, защищенным от прямых солнечных лучей. Нельзя хранить лодку вблизи отопительных приборов или в местах с повышенной влажностью.
5. Какой мощности мотор можно ставить на ПВХ лодку?
Максимальная мощность мотора указывается производителем в технических характеристиках и зависит от размера лодки, конструкции транца и категории судна. Превышать установленные производителем ограничения категорически запрещено – это может привести к повреждению лодки и создать опасную ситуацию на воде.
6. Требуется ли регистрация ПВХ лодки в ГИМС?
Регистрация в ГИМС обязательна для лодок с мотором мощностью более 10 л.с. Весельные лодки и лодки с мотором до 10 л.с. регистрировать не нужно. Однако необходимо иметь на борту спасательные жилеты по количеству пассажиров и другое обязательное снаряжение согласно правилам безопасности на воде.