Найти в Дзене

Большая хоральная синагога

Расскажу ещё про одно интересное место в Петербурге! Снимал я её 2 раза. Второй раз просто решил переснять некоторые ракурсы из-за появления нового фотоаппарата и оптики. Да, фотографы часто страдают от неудовлетворённости своими фотографиями и когда полезные контакты уже установлены, всегда есть интерес к тому, чтоб закрыть определённые гештальты, протестировать новую технику и т.п., чем я часто и пользуюсь ))

Синагога открыта в 1893 и над проектом трудились архитекторы Шапошников Иван Иванович и Малов Алексей Васильевич, а так же художник Бахман Лев Исаакович.

С момента правления Екатерины I евреям было официально запрещено проживать не только в Санкт-Петербурге, но и на территории всей России. Это было закреплено в законодательстве.

Однако некоторые русские люди, преследуя свои интересы, всё же принимали евреев, которые занимались торговлей, медициной и другими видами деятельности.

Когда к власти пришла Анна Иоанновна, она сразу же начала действовать в отношении евреев. 2 декабря 1742 года она издала именной указ, в котором потребовала выслать всех евреев как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сёл и деревень вместе с их имуществом. Гонения на "богоизбранных" продолжались вплоть до середины 80-х годов 20 века! Вообще их притесняли и притесняют не только у нас, но и во всём Мире. Разбирать тут причины этих явлений не хочу, так-как у меня канал про архитектуру и немного про историю тех архитектурных строений, которые я снимаю.

-2

Екатерина II проявила снисходительность и позволила некоторым евреям обосноваться в столице. А после присоединения Польши в конце XVIII столетия Россия получила обширные территории на западе империи, где проживало значительное количество евреев, и их высылка была затруднена, да и некуда было их отправлять. Евреи жили там с давних времён, и их присутствие было заметно. Закон утратил свою актуальность, и евреям было разрешено создавать общины.

-3

Николай I решил призвать евреев в армию. Для них были созданы специальные полки, но для молитв требовались помещения, раввины и т. д. Вскоре стало ясно, что еврей-воин — это хлопотное дело. Однако для проживания евреев в столице всё равно требовалось разрешение.

Были случаи, когда еврейские женщины покупали «жёлтые билеты» проституток, чтобы легализовать своё пребывание в Петербурге. Но, конечно, они не занимались проституцией. Их выявляли и, вероятно, брали взятки под угрозой высылки и только Александр II смягчил ограничения на проживание евреев в Петербурге.

Церемония освещения
Церемония освещения

В 1869 году император Александр II дал разрешение на строительство большой постоянной синагоги. При выборе места для неё необходимо было соблюсти условие, чтобы в 50 саженях (примерно 100 метрах) от синагоги не было церкви, даже если она находилась в доме.

В первый день осени 1869 года император Александр II дал разрешение евреям на строительство синагоги взамен существовавших молельных домов. Сразу же начался сбор средств на строительство. Только в 1879 году власти одобрили место, которое было выбрано для строительства синагоги на Большой Мастерской улице (ныне Лермонтовский проспект).

Самым крупным пожертвованием стали 70 тысяч рублей от Евзеля Гинцбурга. По 25 тысяч внесли С. С. Поляков и И. А. Вавельберг. А. М. Варшавский и А. И. Зак пожертвовали по 10 тысяч рублей. Все они получили право на личные скамьи в новой синагоге (см. фото).

Интересно, что в истории остались не только имена самых крупных жертвователей, но и имя того, кто пожертвовал всего 2 рубля — это был доктор Самсонович из Киева. Строительством руководил архитектор Бенуа.

Кстати Большая хоральная синагога Петербурга является второй по величине, после Будапештской и самой большой в России!

Один из предлагавшихся проектов, который не был реализован.
Один из предлагавшихся проектов, который не был реализован.

В процессе возведения синагоги сразу же была организована продажа мест на скамьях в храме. Можно было приобрести место на постоянной основе или на определённый срок. В первых рядах скамьи до сих пор имеют персональные обозначения.

В середине XIX века в Санкт-Петербурге проживало около 10 тысяч представителей еврейской общины. Именно они стали инициаторами строительства синагоги. Значительную часть средств на возведение синагоги предоставили семьи барона Гинцбурга, который был первым председателем еврейской общины города, и Полякова, известного мецената.

Венчальный зал синагоги получил название Александровского. Я вообще очень люблю мавританский и византийский стили, а Венчальный зал по своей красоте один из красивейших из того, что мне удавалось снимать из интерьеров в мавританском стиле!

Критик В. В. Стасов проявил большой интерес к проекту, и по его рекомендации было решено выполнить его в арабско-мавританском стиле.

Было запланировано строительство двух синагог — большой и малой. Проект был разработан профессором Академии художеств И. И. Шапошниковым.

Художник Л. И. Бахман занимался оформлением интерьеров. А архитектор А. В. Малов завершил строительство. Ажурная решётка вокруг здания была спроектирована Я. Г. Гевирцем.

5 рядная панорама собрана из 25 кадров, снятых на 17 мм тилт-шифт объектив Canon
5 рядная панорама собрана из 25 кадров, снятых на 17 мм тилт-шифт объектив Canon

В целом, синагога на иврите называется «бейт-кнесет», что в переводе означает «дом собрания». В Торе не указан конкретный архитектурный стиль, поэтому синагоги могут быть построены в различных стилях, даже если это небольшое помещение. Однако есть одно требование — в синагоге должны быть окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон, поскольку люди должны видеть небо. Кроме того, синагога должна быть оборудована должным образом. В ней должно быть отдельное место для женщин, библиотека, место для чтения Талмуда и другие необходимые элементы.

Вообще, чтоб снять кадры Венчального (Александровского) зала, мне пришлось основательно там убраться, сдвинуть деревянные панели, расставить цветы и убрать ковёр, чтоб показать рисунок паркета, который кстати полностью повторяет узор потолка! Так интерьер приобрёл аккуратный вид ))

После революции синагогу чуть не постигла печальная участь. Рассматривался вопрос о её перепрофилировании: либо в театр для детей, либо в Дом просвещения. Однако Сталин написал статью «Головокружение от успехов», в которой выразил своё недовольство форсированием событий. Это послужило причиной того, что синагогу временно оставили в покое, хотя всё её имущество успели вывезти.

Ниже пара кадров от моей первой съёмки в 2017 году!

В соответствии с Талмудом, синагога должна располагаться на возвышенности. В прошлом для соблюдения этого правила прибегали к различным уловкам. Например, на крыше синагоги устанавливали шест, благодаря чему она становилась выше окружающих зданий.

Реконструкция здания была проведена на деньги, предоставленные семьёй известного американского банкира Эдмонда Сафра. Специалисты-реставраторы вручную расписывали стены зала, используя архивные фотографии и рисунки, чтобы восстановить первоначальную роспись помещения. Также был восстановлен паркет из ценных пород дерева. В 2007 году в Свадебном хупа-зале открылся музей, где можно увидеть предметы, связанные с еврейскими религиозными традициями. Экспозиция музея называется «Еврейская свадьба».

Вестибюль Синагоги знаменит своей уникальной акустикой. В центре вестибюля голос многократно усиливается, но вестибюль я не стал снимать, так-как там помимо того, что постоянно был народ и персонал, было много всяких стендов, указателей и афиш мероприятий, что не укладывалось в мою концепцию съёмки интерьеров без людей и лишнего визуального мусора в кадре.

В восточной части находится «Арон Койдеш» — место, где хранятся свитки Торы. Они написаны вручную и, согласно легенде, были получены Моисеем на горе Синай. В этом светлом помещении с белыми колоннами и витражами царит особая атмосфера. Мне позволили снять ракурс и изнутри, чтоб показать вид на молельный зал глазами раввина - листаем карусель!

В главном зале можно увидеть оригинальную люстру, покрытую сусальным серебром. Изначально она была газовой, но позже её заменили на электрическую. Эта люстра представляет собой реплику люстры, которая некогда украшала берлинскую синагогу. Та люстра была утрачена в ходе нацистского погрома, известного как «Хрустальная ночь».

Листайте фото карусели, так-как фото традиционно много! ))

Светильник, расположенный на потолке помещения, представляет собой реплику люстры, которая некогда украшала берлинскую синагогу. Эта люстра была утрачена в ходе нацистского погрома, известного как «Хрустальная ночь».

В преддверии XXII летних Олимпийских игр, которые прошли в Москве, Ленинграде и Таллине в 1980 году, синагога стала одним из ключевых объектов для посещения туристами. В связи с этим в 1978 году государство выделило средства на восстановление и обновление здания. Работы проводились под руководством К. А. Плоткина. В 1991 году по инициативе общества «Шамир» при синагоге была открыта дневная школа.

В декабре 2013 года, 8 числа, еврейская община отметила сто двадцатую годовщину со дня основания синагоги. К этому знаменательному событию был создан новый свиток Торы, выпущен конверт от «Почты России» и изготовлены юбилейные медали трёх видов: золотая, серебряная и обычная. В полдень с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга прозвучал выстрел, посвящённый юбилею синагоги.

-14

В еврейском народе исторически сформировались две социокультурные группы — ашкеназы и сефарды. Их различия проявляются в порядке проведения молитв, устройстве синагог и других аспектах.

Ашкеназское еврейство, к которому сегодня относится большинство евреев мира, возникло в Северной Франции и Германии. Оттуда оно распространилось на большую часть стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также на Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию.

-15

В Испании, Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки сформировался особый социокультурный уклад сефардов. В разных сефардских общинах могут быть свои особенности в проведении молитв. Между двумя основными группами ашкеназов — хасидами и нехасидами — существуют различия в порядке проведения синагогальной службы. Хотя ритуалы и традиции, связанные с чтением Торы, могут отличаться, она остаётся единой для всех.

-16

Для евреев было традиционным и благочестивым делом приобретать книги для библиотек синагог. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также множество других книг, иногда исчисляемое сотнями или даже тысячами.

-17

Для женщин в синагоге предусмотрены специальные зоны. В соответствии с традициями иудаизма, мужчинам запрещено прикасаться к женщинам. Во время молитвы женщины должны находиться в отдельной части помещения, чтобы не отвлекать мужчин. Женская часть расположена на антресолях, откуда тоже открываются красивые виды на помещение главного молельного зала синагоги. Фото снимались в разные годы и при разном освещении, поэтому цвет отличается!

-18

В Торе для женщин существует всего три заповеди, в то время как для мужчин их гораздо больше. Считается, что женщины «опускают» мужчин на землю, в то время как мужчины стремятся к небесам, так как они — существа, наделённые неземными фантазиями и легко поддающиеся искушениям. Женщины помогают мужчинам стать более приземлёнными и уравновешенными. Если мужская измена считается грехом, то женская — это нечто за пределами понимания.

В Синагоге 2 одинаковые по оформлению лестницы, которые ведут на антресоли и служебные помещения и кафе.

Витражи на 2 этаже в помещении кафе, которое закрыто и стоит пустым. Именно этот витраж мы и видим над центральным входом в синагогу. Теперь вы знаете как он выглядит изнутри.

-24

В комплексе зданий, где расположена Большая хоральная синагога, есть ещё одно религиозное сооружение — Малая синагога. Она была построена в 1886 году, ещё до открытия Большой хоральной синагоги. Освящение здания состоялось 13 октября того же года. После открытия Большой хоральной синагоги в Малой синагоге разместилась Временная синагога, а затем — хасидская Купеческая молельня. Малая синагога не прекращала свою работу даже в годы блокады. Я её снимал сразу после реставрации, которая шла 4 года.

-25

Потолок в синагоге украшен лепниной, выполненной скульптором Моисеем Израилевичем Аноликом. Арон Акодеш был создан столяром Берманом и позолотчиком Соломоном Антовилом.

-26

С годами здание Малой Синагоги, которое никогда не подвергалось полноценному ремонту, обветшало и пришло в упадок. Стало ясно, что необходимы серьёзные меры.

В августе 2011 года Малую Синагогу закрыли на реставрацию, которая длилась четыре года.

За это время было выполнено огромное количество работ. Фасад и крыша были капитально отремонтированы. Все инженерные коммуникации были заменены. Интерьер был полностью восстановлен, включая Арон Кодеш, уникальные узорчатые потолки и паркетный пол. Были воссозданы окна и двери. Были отреставрированы исторические люстры и светильники.

Сегодня Малая Синагога выглядит так, как её задумали основатели в конце XIX века. Она была восстановлена в своём первоначальном виде. Главный архитектор проекта — Виктор Демидович Голуб.

Ещё в комплексе синагоги есть отдельная малая синагога для грузинских евреев!

На этом всё! Если понравилась статья, ставим лайки и подписываемся на канал!