Найти в Дзене
Демография

Предпосылки формирования новой парадигмы в социальных науках

В социальных науках при невозможности использования экспериментального метода могут одновременно и длительно сосуществовать разные парадигмы. Они совершенствуются в борьбе друг с другом, пока история не вынесет свой приговор в пользу одной из них. Так, введение Марксом в XIX веке экономического измерения в понимание исторического развития и социо-исторического измерения в понимание капиталистической экономики сформировало новую парадигму («марксизм»), которая побудила к формированию в XX веке противоборствующей ей парадигмы «экономикс». В России продолжаются попытки синтеза достижений той и другой парадигмы. Концепция ноономики – результат синтеза популярной идеи сменяющихся техноукладов, пришедшей из экономикс, и марксистской идеи о превращении науки в производительную силу. При всей оригинальности концепции ноономики она - наследие обоих экономических парадигм и не выходит за пределы присущих им обеим ограничений. Несмотря на использование современных математических методов они осно
Статья написана по книге "Полицентризм", которую автор статьи написала совместно с Д.Ж.Георгиесом в 2021 году
Статья написана по книге "Полицентризм", которую автор статьи написала совместно с Д.Ж.Георгиесом в 2021 году

В социальных науках при невозможности использования экспериментального метода могут одновременно и длительно сосуществовать разные парадигмы. Они совершенствуются в борьбе друг с другом, пока история не вынесет свой приговор в пользу одной из них.

Так, введение Марксом в XIX веке экономического измерения в понимание исторического развития и социо-исторического измерения в понимание капиталистической экономики сформировало новую парадигму («марксизм»), которая побудила к формированию в XX веке противоборствующей ей парадигмы «экономикс».

В России продолжаются попытки синтеза достижений той и другой парадигмы. Концепция ноономики – результат синтеза популярной идеи сменяющихся техноукладов, пришедшей из экономикс, и марксистской идеи о превращении науки в производительную силу. При всей оригинальности концепции ноономики она - наследие обоих экономических парадигм и не выходит за пределы присущих им обеим ограничений.

Несмотря на использование современных математических методов они основаны на представлениях XIX века, хотя условия жизни человечества меняются с такой быстротой, что ни люди, ни культура, ни биосфера не успевают адаптироваться к этим изменениям. Более того, в обоих парадигмах есть положения, которые порождают антропоэкологический кризис – кризис самой человеческой природы.

В самом деле, если естественно воспроизводимые, т.е. без участия человека, природные блага и условия экономической деятельности, обретают стоимость только тогда, когда они становятся редкими и возникает конкуренция за их приобретение, то в условиях капитализма это стимулирует создание такой ситуации, когда источники естественного воспроизводства будут сознательно истощены и замещены искусственными средствами воспроизводства, находящимися в частных руках и приносящих прибыль в условиях искусственно созданного дефицита этих благ. В этом суть Киотского протокола, а теперь и Парижских соглашений, заключенных в связи с проблемой потепления климата, - превращение ранее даровых благ биосферы в платные на фоне дефицита климатической устойчивости биосферы.

Капитализм ради устойчивого развития нуждается в постоянном экономическом росте. Важнейшее условие этого - расширение рынков сбыта Но в ходе глобализации достигнуты естественные пределы географического расширения рынков сбыта, так что капитализм теперь заинтересован в уничтожении естественных источников воспроизводства ежедневно потребляемых общедоступных природных благ и превращении их в остродефицитный товар, необходимый всему человечеству и производимый уже частными средствами производства. Производительные силы в наше время имеют достаточную мощь для осуществления подобного господства над природой. Результатом будет антропо-экологическая катастрофа, потому что её вероятное следствие - утрата человечности, необратимая трансформация человеком собственной природы.

Маркс предсказал, что наука при переходе к коммунизму станет производительной силой. Но он недооценил того факта, что наука в условиях капитализма становится, прежде всего, средством усиления эксплуатации, насилия над человеком и манипулирования им.

Люди готовы трансформировать свою биологическую природу и личностную идентичность, например, меняя свой пол. Наука позволяет срастить человека, робот и компьютер в одно целое, уже сегодня планируются индустриальные отрасли по производству органов тела для трансплантации и протезирования. Мы стоим на пороге киборгизации человечества, которая может стать вернуть человеку утраченные при травме или болезни его естественные возможности, а может стать добровольно-принудительным превращением в «сверхчеловека», ценой отказа от полного владения своим телом и сознанием. И многие согласятся с подобной формой техногенного рабства, если это им позволит получить преимущества над другими людьми. Тенденция к утрате человеком собственной биологической природы и обесчеловечиванию – одна из составляющих антропоэкологической катастрофы.

Эти вопросы находятся вне предмета рассмотрения марксизма и экономикс, в которых воспроизводство человека и биосферы – лишь внешняя данность и условие производства материальных благ, они не являются их предметом рассмотрения как предметы труда.

Но воспроизводство вещных благ и связанных с ними услуг уже в ближайшее время с необходимостью будет вытеснено воспроизводством человека и биосферы, которые станут основными предметами труда экономики будущего, переформатируя весь производственный процесс: его цели, средства и характер труда, производственных отношений.

Это и есть предпосылки формирования новой парадигмы, представляющей альтернативу марксизму и экономикс.