Мир потихоньку сходит с ума, и школа вместе с учениками, учителями и родителями тоже меняется не в лучшую сторону. Что на что влияет: общество на школу или школа на общество? А как сделать так, чтобы влияние это было положительным? И самое главное — с чего начинать исправления?
О влиянии общества на школу
Общество в лице власти, чиновников, общественности делают заказ школе на то, кого школа должна выпустить из своих стен, какого выпускника. Заказ этот формируется созданием программ обучения и учебников по предметам, поддержанием школьной инфраструктуры и обеспечением оборудованием образовательного процесса на современном уровне, обучением и выпуском учителей в ВУЗах и ССУЗах, созданием чиновничьего аппарата для управления школой и его управлением и, наконец, финансированием всех этих процессов.
Влияет на результат работы школы и такой фактор как общественное мнение, сложившееся об учителях и школе в обществе. В основном это мнение создаётся родителями, учениками, чиновниками, работающими в образовании, преподавателями ВУЗов и ССУЗов, учителями и СМИ.
В последнее время в обществе наблюдается обеспокоенность тем, что школа не справляется со своими обязанностями, и в ней накопилось множество проблем, которые необходимо решить. В связи с этим в образовательных учреждениях постоянно происходят изменения: появляются новые предметы, учебники, должности, отчёты и так далее.
Однако, к сожалению, эти эксперименты не всегда оказываются полезными для детей и учителей. Причин этому две:
1. Инициативы, предлагаемые сторонними лицами, которые не работают в школе, могут не отражать реальную ситуацию в образовании.
2. В школе существует множество проблем, и для их решения необходимо действовать комплексно, а не пытаться справиться с каждой из них по отдельности.
О влиянии школы на общество
Школа также оказывает значительное влияние на общество. От того, какая молодёжь выходит из стен учебных заведений, зависит, как будет развиваться наше общество и насколько комфортно в нём будет жить.
Выпускник школы обычно поступает в учебное заведение для получения специальности. Если он имеет плохие знания, умения и навыки в учёбе, то разве можно ожидать хорошего специалиста по окончанию обучения?
Если в школе ученик привык списывать домашние задания из интернета, сидеть в телефоне на уроках, обижать младших, то вряд ли во взрослой жизни он будет добрым , отзывчивым и трудолюбивым человеком!
Что надо делать?
Чтобы понять, что надо менять в школе для улучшения ситуации в ней, нужно постараться охватить все её проблемы в комплексе. В этой статье я не описываю весь комплекс проблем, чтобы в них не утонуло главное содержание этой статьи. Более подробно о школьных проблемах написаны другие статьи, ссылки на них вы увидите в конце.
Какое влияние общество в настоящее время и в недалёком прошлом оказывает и оказывало на школу? Учителей не хватает, те, что есть, работают на полторы-две ставки, учебники и программы постоянно меняются, вводятся постоянно новые предметы (учебников по ним обычно нет или не хватает), зарплаты учителей ниже средних по региону... Можно много и долго писать про школьные проблемы, но ведь ещё есть проблемы общества, связанные именно со школой. Сама школа сталкивается с проблемой нехватки качественных работников.
Особое внимание хотел бы обратить на то, что в обществе в последние годы значительно выросло количество мошенников, работников предприятий, недобросовестно исполняющих свои обязанности, людей, которые вообще не желают трудиться. В этом тоже есть вина школы. Она не может обучить и хорошо воспитать большую часть учеников. Не потому что не хочет, а потому что не может! Общество не создало необходимых предпосылок для этого.
Почему? У общества своих проблем хоть отбавляй, и большая часть их наличия связана с тем, что школа не справляется со своими обязанностями. То есть получается замкнутый круг: в обществе ухудшается ситуация, и в школе тоже ухудшается, в школе ухудшается, и в обществе, соответственно, тоже начинается ухудшение.
Из замкнутого круга можно выйти только одним способом: найти главное звено этого круга, влияющего на ситуацию в обществе и в школе, и разрубить его, сломать, изменить.
Так что же надо изменить, чтобы ситуация в школе и в обществе стала улучшаться? Надо искоренить из школы ложь! В настоящее время в образовании все привыкли к обману: чиновники подают липовые отчёты, учителя ставят липовые оценки, ученики показывают липовые (не свои, а списанные) знания, вместо пятибалльной системы оценивания сейчас в ходу трёхбалльная, закоренелого двоечника оставить на второй год можно только по решению его родителей (вряд ли они этого захотят), чтобы не наставить много двоек учитель подготавливают для учеников лёгкие задания и т. д.
В итоге ученик привыкает к обману и не привыкает к труду, что и сказывается в дальнейшей его и нашей жизни (отрицательно).
Конечно, если сейчас сразу выставить всем ученикам истинные оценки, то половина детей (а может быть и больше) должна будет остаться на повторный год обучения. Будет шок и для родителей, и для учеников, и для общества. Поэтому предлагаю ввести десятибалльную систему оценивания по всем предметам (чтобы уйти от скомпрометированной пятибалльной системы), переводить в следующий класс с любым количеством баллов и аттестат выдавать с теми баллами, которые наберёт ученик в выпускном классе. И строго следить за объективностью выставления баллов.
Конечно, кроме этого надо решать и все другие проблемы, присутствующие в школе, но без искоренения лжи из школы ничего не получится улучшить, а будет всё хуже и хуже.
Вот ссылки на мои статьи по сопутствующим темам на моём канале "Раздумья о жизни":
Что мешает школьному учителю учить детей?
Почему стало не хватать учителей в школах
Как взрослыми постоянно нарушается право детей на образование
Что вы думаете по этому вопросу? Пишите, пожалуйста, в комментариях!