Найти в Дзене

Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки. Субъективная заметка о книге Дж. Гренни, К. Патерсон, Р. Макмиллан, Э. Свитцлер

«Величайшим открытием моего поколения стало то, что любой человек может изменить свою жизнь, изменив образ мышления» (Уильям Джеймс, Эпиграф Послесловия) Я взял себе за правило чередовать художественную литературу с нон-фикшн. Поэтому у меня периоды, когда читается с удовольствием, чередуются с периодами, когда приходится прилагать некоторые усилия. Пару недель назад я, мягко выражаясь, провалил переговоры о собственном увольнении, поддавшись эмоциям, остался на старом месте, поверив неким абстрактным обещаниям руководителя. Ввиду этого я решил прокачать свои коммуникативные софт скиллы. В сети наткнулся на рекомендацию книги «Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки» коллектива авторов Джозеф Гренни, Керри Патерсон, Рон Макмиллан, Эл Свитцлер и, собственно, последнюю неделю внимательно её изучал. Я очень много в своё время читал разнообразной литературы по повышению эффективности, и, к великому моему сожалению, они не сделали меня ни богаче, ни умнее, ни общительнее, н

«Величайшим открытием моего поколения стало то, что любой человек может изменить свою жизнь, изменив образ мышления» (Уильям Джеймс, Эпиграф Послесловия)

Я взял себе за правило чередовать художественную литературу с нон-фикшн. Поэтому у меня периоды, когда читается с удовольствием, чередуются с периодами, когда приходится прилагать некоторые усилия. Пару недель назад я, мягко выражаясь, провалил переговоры о собственном увольнении, поддавшись эмоциям, остался на старом месте, поверив неким абстрактным обещаниям руководителя. Ввиду этого я решил прокачать свои коммуникативные софт скиллы.

В сети наткнулся на рекомендацию книги «Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки» коллектива авторов Джозеф Гренни, Керри Патерсон, Рон Макмиллан, Эл Свитцлер и, собственно, последнюю неделю внимательно её изучал.

Я очень много в своё время читал разнообразной литературы по повышению эффективности, и, к великому моему сожалению, они не сделали меня ни богаче, ни умнее, ни общительнее, ни лучше. Во всяком случае визуально ощутимо...

Структурно все эти книги, по сложившемуся у меня впечатлению, выглядят как рекламные брошюры: умение вести «трудные диалоги», пишут авторы, - это очень важный навык, который способен кардинально изменить вашу жизнь, и мы (авторы) знаем, как научить вас этому искусству, вы (читатели) наверняка думаете, что это дано не каждому, но наш 20-летний опыт подтверждает, что это доступно всем, кто дочитает нашу книгу до конца. Сразу следуют несколько примеров из жизни людей, которые на практике применили «метод» из этой книги и добились успеха. Интересно: как они воспользовались этой книгой, будучи её «героями»? Это всё равно что Робинзону очень помог на необитаемом острове роман Даниэля Дефо.

В общем, к описанию собственно принципов и методов ведения трудных диалогов мы приходим только ближе к середине книги. Если вы ждёте чего-то прорывного в данной части, то, боюсь, что вас ожидает разочарование. Принципы описываемого метода весьма банальны: следите за эмоциями, старайтесь, чтобы ваши слова вносили смысл в «общий фонд», обеспечьте безопасность собеседника, чтобы он не поддался эмоциям и также обогащал общий фонд смыслов, дайте высказаться, поймите «историю» собеседника, отделите свою «историю» от фактов, найдите «Общую цель» и т.д. В общих чертах так, но авторы это растянули на почти 400 страниц. Каждый пункт, естественно, сопровождается примерами из жизни «лучших мастеров диалогов», разбором ошибок менее эффективных коммуникаторов и разработки сценарии вымышленных диалогов в абстрактных ситуациях. Например, обсуждение трудностей в интимных отношениях Джотэма и его жены Ивонн в Главе 5. Я был заинтригован, как они свои противоречия разрешат, но книга не об этом и, кроме механизма выстраивания коммуникаций, никаких подробностей, к сожалению, нам авторами не было сообщено.

Я человек простой и, честно говоря, не понимаю: как 4 человека могут писать одну книгу? Они собираются в одной комнате и вместе пишут, как Ильф и Петров. Или они распределяют между собой «сюжетные линии» и каждый прорабатывают свою часть. Как тогда это потом сводится в единое повествование?

Я ни в коем случае не утверждаю, что методы неработающие. Напротив: я и сам смутно догадывался, что нужно сохранять спокойствие, а не начинать лаяться с собеседником («Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем» из письма Ивана Грозного шведскому королю Юхану III). Но только, по мнению авторов, «лучшие мастера диалогов» должны делать сразу 1000 дел, а «если ещё к заднице пилу приделать, то ещё и лес валить». Повезло, должно быть, их собеседникам: «всего делов — это пользоваться чужими словесами», а их визави возьмут все трудности на себя.

Панацею обсуждаемая книга не содержит. Несмотря на обилие примеров того, как эти методы работают, придётся изрядно попотеть, чтобы применить их на практике.

Книга написана хорошим богатым деловым языком. Это отличный пример прекрасно сконструированных и логически выстроенных лексических конструкций. Приятно читать и применять слова и выражения на практике.

Может ли эта книга изменить человека? Боюсь, что нет. Чтобы человеку начать меняться, ему надо начать меняться. Другого рецепта, к сожалению, не существует. Надо пробовать, ошибаться и пробовать снова. День за днём, от диалога к диалогу.

Будет ли полезна эта книга? Наверное, если «отделить зёрна от плевел» и в потоке слов и смыслов выделить только важное и нужное, то ответ положительный. Всё описание метода при желании авторы могли бы уместить в намного меньшем количестве страниц, но издателям не продашь книгу, если она будет похожа на рекламный буклет, поэтому авторы добавляют абстрактные примеры и разбавляют мысль водой. Читателю приходится с этим мириться и управлять своим вниманием, вылавливая крупицы мудрости среди, например, противоречий Греты, СЕО небольшой акционерной компании, с её подчиненными.