В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, его государственная регистрация утрачивает силу со дня смерти (п. 10 ст. 22.3 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Информацию о смерти гражданина инспекция получит от органов ФМС (ЗАГСа) и в течение 5-ти дней снимет его с учета.
В случае смерти предприниматель снимается с учета в день смерти, а наследник получает активы, права и обязательства, относящиеся к бизнесу, но только через 6 месяцев - после вступления в право наследования.
А что же делать с бизнесом эти 6 месяцев?
Электронные подписи ИП в случае смерти становятся недействительными, что следует из самой сути электронной подписи, которая предназначена именно для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Выданные ИП доверенности также автоматически прекращают действие.
Благо, что не нужно сдавать после смерти ИП налоговую отчетность и расчеты по страховым взносам, потому что без электронных ключей и действующих доверенностей сделать это нереально.
Со смертью ИП его обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов прекращается, но наследники обязаны погасить имевшиеся у индивидуального предпринимателя задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество в пределах стоимости наследственного имущества (пп. 3 п. 3, п. 4 ст. 44 НК РФ). Правопреемство в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрено.
Недоимка, задолженность по пеням и штрафам в отношении иных налогов, сборов и страховых взносов признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию (пп. 3 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Также наследникам необходимо проверить документы индивидуального предпринимателя на предмет наличия заключенных кредитных договоров, поскольку кредит не прекращается после смерти физического лица.
Если наследники планируют принять наследство, они должны учитывать, что к ним в полном объеме перейдет долг по кредиту (если кредит не был застрахован). Наследникам необходимо своевременно уведомить кредитную организацию о смерти заемщика (договором может быть установлен срок для обращения в кредитную организацию). В случае своевременного уведомления кредитора, со дня открытия наследства до вступления наследников в наследство, проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, не будут начисляться. Проценты за пользование денежными средствами входят в состав наследства и продолжают начисляться после открытия наследства.
В день получения от ФНС России информации о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью банк блокирует все счета и вклады (депозиты) физического лица и счета физического лица как индивидуального предпринимателя.
Блокировка подразумевает прекращение перечислений денежных средств со счета, вклада (депозита) на основании имеющихся у него распоряжений. Банк не вправе исполнять распоряжения плательщика, предусмотренные п. 1.15 Положения № 762-П, распоряжения получателей средств, в отношении которых плательщик до смерти выдал акцепт (Письмо Банка России от 19.05.2023 N 31-4-1/873).
Если у умершего ИП были наемные работники, то со смертью ИП автоматически заканчиваются и трудовые отношения со всеми работниками, в том числе с бухгалтером, кадровиком или другим лицом, ответственным за ведение и хранение трудовых книжек.
Трудовое законодательство не регулирует вопрос увольнения работников в случае смерти ИП. В частности, не определено, кто должен оформлять приказ об увольнении, вносить запись в трудовую книжку тем, на кого она ведется, передавать сведения в Пенсионный фонд, выдавать работникам при увольнении необходимые документы. Некоторые кадровики выходят из положения, уволив работников задним числом. Способ незаконный, но наиболее быстрый для работников.
Если увольняться по закону, то трудовым кодексом установлено основание увольнения в случае смерти ИП, которое относится к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Это п. 6 ч. 1 ст. 83: смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим.
Приказ об увольнении издать не получится, потому что подписывать приказы может или сам ИП, или уполномоченное им другое лицо. Полномочия по оформлению приказов передаются на основании доверенности, а доверенность утратит силу в день смерти ИП.
Значит, основанием для внесения записи в трудовую книжку будет не приказ, а свидетельство о смерти.
Кто может внести запись в трудовую книжку:
1. Запись вносит новый работодатель. Напрямую такая возможность законодательством не предусмотрена. Однако соответствующий вывод можно сделать на основании п. 30 Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек", согласно которой: «если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена, исправление производится работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись сведений о работе, на основании соответствующего документа».
Основанием для внесения записи в графу 4 трудовой книжки будут реквизиты свидетельства о смерти работодателя-ИП, которое лучше представить в виде нотариально заверенной копии. Запись заверяет ответственный сотрудник нового работодателя с проставлением печати последнего.
2. Запись вносит новый работодатель на основании решения суда. То есть в этом случае работникам сначала нужно обратиться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью их работодателя - индивидуального предпринимателя.
Данный путь, пожалуй, самый трудоемкий, но самый юридически защищенный.
3. Запись об увольнении в трудовые книжки вносит ответственное за ведение трудовых книжек лицо (кадровик или бухгалтер). Существует мнение о том, что обязанность по ведению трудовых книжек, которая устанавливается приказом о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, в связи со смертью ИП не прекращается. В отличие от доверенности, которая прекращает свое действие в день смерти ИП. Это логично, но нормативно это мнение ничем не подкрепляется.
В любом случае, если кадровик или бухгалтер и внесет записи работникам, никакими негативными последствиями ему это не грозит.
В трудовой книжке делается запись «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работодателя - физического лица, пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». Датой увольнения будет день смерти ИП.
Запись заверяется подписью ответственного работника с указанием Ф.И.О. и должности. Печать ИП проставлять в данном случае не нужно, поскольку деятельность ИП уже прекращена.
Кроме этого, кадровику и бухгалтеру придется выдать работникам необходимые при увольнении документы, в том числе расчетный листок, а также подать сведения об увольнении в ПФР.
А вот произвести работникам выплаты при увольнении уже не получится. Сделать это смогут, если захотят, только наследники - и после того, как вступят в наследство. Причем если наследники рассчитаются с сотрудниками умершего ИП, то им придется самостоятельно уплатить НДФЛ. В противном случае работника могут привлечь к ответственности.
Таким образом, законные способы увольнения для работников прям неудобные: то в суд иди доказывай, то последующий работодатель должен заморочиться и сделать запись об увольнении с предыдущего места работы, то, при третьем варианте, вроде и бумажки все дадут, но зарплату не получишь.
По моему мнению, в идеале необходимо уволить работника в день смерти ИП: и ЭЦП еще работает – можно отчет об увольнении в ПФР отправить, и счет в банке еще не заблокирован - можно зарплату работнику выплатить при увольнении и НДФЛ перечислить.
В отношении арендных отношений ситуация следующая: смерть предпринимателя не влечет прекращения действия тех договоров, исполнение обязательств по которым может быть произведено без личного участия стороны, и оно не связано неразрывно с личностью предпринимателя (п. 1 ст. 418 ГК РФ). То есть, в отличие от доверенности и электронной подписи, договоры с контрагентами автоматически не прекращают свое действие.
Пока наследственное дело не будет закрыто нотариусом, контрагенты умершего ИП могут перечислять плату по договорам или на старый счет индивидуального предпринимателя или на депозит нотариуса.
Арендатор сохраняет свои права на использование имущества умершего ИП. Он так же обязан платить арендную плату. Но наследники смогут ее получить только после юридического оформления своих прав. Ждать придется все те же 6 месяцев.
То есть, деньги-то от арендаторов будут поступать на тот же счет ИП, но оплатить ими те же коммунальные платежи за имущество не будет у наследника никакой возможности, пока он не вступит в наследство. Поэтому, по моему мнению, наследнику сразу после смерти ИП необходимо самому зарегистрироваться в качестве ИП и переоформить все договоры аренды на себя. В результате чего арендные платежи будут поступать на счет действующего ИП, с которого можно будет оплачивать текущие коммунальные платежи с основанием платежа: «За ИП такое-то».
На вопрос: как получить доступ к счету умершего ИП, чтобы деньги, поступившие на счет ИП до смерти и поступающие на счет до момента перезаключения договоров аренды на нового ИП, не замораживались на 6 месяцев? – ответ следующий: доступ к средствам на счете ИП после смерти и до вступления в наследство наследника, не возможен. (Исключительно по постановлению Нотариуса если есть основания полагать, что имущество может быть утрачено или испорчено, а также к сумме не более 100 000 р. на погребение).
И еще вопрос: есть ли возможность распоряжаться имуществом (продать например), которое принадлежит умершему ИП как физическому лицу? – ответ: распоряжение имуществом это исключительная прерогатива Собственника имущества (после умершего, это только наследник). Таким образом, распорядиться имуществом можно только после вступления в наследство.
Дополнительно к сказанному: возможно сократить 6-ти месячный срок вступления в наследство, но это исключительно на усмотрение Нотариуса. Он (нотариус) должен достоверно быть уверен в отсутствии наследников, которым предусмотрена доля в обязательном порядке. На практике нотариусы не сокращают этот срок. т.к. боятся последствий в случае появления полноправного наследника.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что после смерти индивидуального предпринимателя его предпринимательская деятельность фактически полностью «блокируется».
После смерти индивидуального предпринимателя нет лиц, уполномоченных на продолжение предпринимательской деятельности и совершение необходимых для этого операций.
Совершать какие-либо хозяйственные операции от имени индивидуального предпринимателя или за него после его смерти недопустимо.
Законодательство не предусматривает для этого случая правовых механизмов, позволяющих наследникам индивидуального предпринимателя оперативно принять его бизнес, равно как и не предусматривает «подстраховочных» или «переходных» механизмов.