В те далекие времена, когда я еще работал в веб-агентстве, к нам в офис как-то заявился интересный персонаж. Представился Даниэлем, консультантом по эффективности digital-присутствия. Рассказал о себе: работал в лучших московских командах, а сейчас ушел на вольные хлеба, чтобы повышать чужую эффективность. Ненавязчиво продемонстрировал модные очки, достал новенький макбук, улыбнулся во все тридцать два винира и попросил внимания у всего офиса.
Наш директор собрал всю команду в переговорке послушать эксперта. Зря он, что ли, к нам на периферию из самой столицы добирался?
Даниэль открыл макбук и с ходу погрузил нас в разноцветные диаграммы и графики.
— Коллеги, — начал он торжественно, — я провёл экспресс-аудит вашего сайта. Слушайте, ну нельзя же так работать! Очень, очень медленный сайт, юзабилити хромает, SEO отсутствует как класс...
Я посмотрел на соседа по креслам и мы оба отчетливо услышали, как хрустнули зубы сидящего сзади нас СЕО-специалиста. Я забеспокоился за коллегу: вспомнил, как он в прошлом месяце ползарплаты отдал в стоматологии.
— Дизайн совершенно устарел. Бенто-стиль уже не в моде, посмотрите, в этом году новые тренды! Чтобы привлечь внимание пользователя, нужно что-то необычное, нестандартное! Побольше анимации, интересных решений!
Краем глаза вижу, как синхронно перекосило лица обоих наших дизайнеров.
— Ваши конкуренты, — продолжил Даниэль, — вас обгоняют по всем показателям. Вот смотрите...
Как фокусник из кармана достаёт цифры, графики, рейтинги. Тут я заулыбался, наконец-то просекая ситуацию: хорошо знаю одного из этих «конкурентов», о котором Даник заливался соловьем. У них сайт на шаблоне 2010 года, знаю их руководителя и текущее положение дел в компании (вместе в институте учились).
А директора, смотрю, задело за живое. Любой руководитель только при упоминании слова «конкуренты» уже делает стойку, как хорошая охотничья собака.
— И что? — заинтересовался он. — Что мы можем сделать, чтобы обогнать конкурентов?
Понятно, чего он так активировался: один из упомянутых «московским специалистом» товарищей месяц назад увел у нас клиента. И хорошо, что увел, честно говоря, я таких душных клиентов за восемь лет работы ни разу не видел. Помню, как она долго выясняла, кто будет делать дизайн для ее сайта — «мальчик или девочка»?..
Даниэль не скрывал своего ликования:
— У меня есть комплексная программа оптимизации не только для сайта, но и для всего вашего бизнеса. Обкатано в деле, работает на 99%. Могу показать результаты: все процессы за месяц приведем в порядок.
Директор нахмурился. Зря ты так, Даня: сомневаюсь, что наше руководство будет в восторге от того, что кто-то сунул нос в их святую святых.
Наш техдир, Антон, воспользовался моментом:
— А можно поинтересоваться, какой у вас опыт в разработке?
— О, я консультировал крупнейшие компании...
— Нет, именно в разработке. Код писали? Сайты делали?
— Ну... я больше по стратегическому планированию...
Вижу, директор наш подуспокоился, распрямил плечи. Наконец дошло, что Даниэль — один из ярких представителей обсёрфинга.
— Знаете, Даниэль, хотелось бы посмотреть хотя бы пару ваших успешных проектов.
Эксперт дернулся:
— Вообще-то, это коммерческая тайна! Я не могу разглашать такие данные!
Через неделю узнали, как Даниэль пытался тем же способом развести нашего партнёра. Та же схема: аудит, страшилки, «всё пропало». Только там он запросил уже пять миллионов (обнаглел от собственной безнаказанности, что ли?)
P.S. Для справки: обсёрфер — человек, который путем обсёрфинга (выставления других людей в неприглядном свете) старается заработать себе очки и репутацию специалиста. Существует простой способ вычислить обсёрфера: попросите его показать собственные успешные проекты. Настоящий специалист всегда подтвердит свои слова делом.
На прошлой неделе мне на почту упало три предложения от «экспертов по digital-трансформации». Вообще, сталкиваюсь с обсёрферами регулярно. Они опасны своим красноречием: нальют доверчивому человеку в уши, а потом по-тихому разрушат его бизнес, так как ничего в нем не понимают. А самое страшное в обсёрферах то, что они на 100% уверены в своей правоте, в своей экспертности и профессионализме. Они с пеной у рта отстаивают свое мнение — такой токсичности трудно противостоять.
Если вы думаете, что обсёрферы встречаются только в бизнесе и в ИТ, вы ошибаетесь. Такие встречаются в больницах — этот тот самый молодой врач-теоретик, который лучше старожилов знает, как оперировать больного по книжкам. Они встречаются среди юристов — такой спец заверит вас, что все будет непременно отлично, а потом будет клясть «продажного судью». Они есть в парикмахерских, магазинах, школах, на заводах. Даже среди дворников непременно найдется такой человек, который расскажет начальству, что Петр Иваныч очень плохо метет двор, Никита Васильич не убирал листья с прошлого вечера, а вот я-то, я!..
P.S. Если к вам в офис заглянет модный мужчина с белозубой улыбкой и макбуком под мышкой и начнёт рассказывать про «комплексную оптимизацию» – передавайте привет. И да, я всё ещё очень жду примеры его успешных проектов.
Сталкивались лично с обсёрфингом? Узнали кого-нибудь из знакомых?