Найти в Дзене
ПсковГУ

«Я к вам пишу — чего же боле?»: психолог объяснила, о чем может рассказать почерк и почему важно письмо от руки

«Не пером пишут, а умом»: в этой русской поговорке метко схвачена важная взаимосвязь письма от руки и когнитивных способностей. Сегодня, когда даже у детсадовцев есть гаджет, и не один, мы все реже пользуемся карандашом и ручкой. Как это влияет на наше мышление и можно ли судить по особенностям почерка о характере пишущего? Об этом и многом другом поговорили с кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой психологии и сопровождения развития ребёнка ПсковГУ Еленой Митициной. Специалисты уверены: письмо от руки — один из самых полезных навыков. Дело в том, что благодаря ему тренируются все зоны мозга. По словам Елены Митицыной, навык письменной деятельности главным образом влияет на когнитивные способности, включая развитие устной речи. Так, доказано, что письмо от руки развивает мелкую моторику у детей и помогает продлить молодость мозга у взрослых. Письмо от руки заставляет сильнее работать участки мозга, отвечающие за усвоение информации и память в целом. Кроме того, навык пись

«Не пером пишут, а умом»: в этой русской поговорке метко схвачена важная взаимосвязь письма от руки и когнитивных способностей. Сегодня, когда даже у детсадовцев есть гаджет, и не один, мы все реже пользуемся карандашом и ручкой.

Как это влияет на наше мышление и можно ли судить по особенностям почерка о характере пишущего? Об этом и многом другом поговорили с кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой психологии и сопровождения развития ребёнка ПсковГУ Еленой Митициной.

Специалисты уверены: письмо от руки — один из самых полезных навыков. Дело в том, что благодаря ему тренируются все зоны мозга. По словам Елены Митицыной, навык письменной деятельности главным образом влияет на когнитивные способности, включая развитие устной речи. Так, доказано, что письмо от руки развивает мелкую моторику у детей и помогает продлить молодость мозга у взрослых. Письмо от руки заставляет сильнее работать участки мозга, отвечающие за усвоение информации и память в целом.

Кроме того, навык письменной деятельности способствует развитию воображения. Выводя буквы в тетради, мы включаем в деятельность новые участки мозга, особенно, если время от времени пишем нерабочей рукой. А еще лучше представляем себе то, о чем пишем. Письмо от руки активизирует правое полушарие, отвечающее за эмоции и образное восприятие.

Заведующий кафедрой психологии и сопровождения развития ребёнка ПсковГУ подчеркивает: графологию нельзя считать наукой. Связь между характером человека и почерком не подтверждается исследованиями. Лишь отдельные характеристики почерка можно трактовать, причем очень аккуратно.

Скорее, почерк — это показатель неврологического статуса, — отмечает Елена Митицына. — Этими вопросами занимаются нейропсихологи. Дело в том, что функция письма настолько сложная, что затрагивает практически все зоны мозга. По почерку мы можем видеть ряд проблем — например, функциональную недостаточность тех или иных зон мозга: явление афазии, сложности произвольной регуляции и пространственного восприятия. Опытный дефектолог-логопед или нейропсихолог по школьной тетради сразу может сказать, какие есть проблемы у ребенка в поведении или познавательных процессах, и на этой основе выстроить программу коррекционных занятий.

По словам психолога, иногда отдельные характеристики почерка можно принимать во внимание. Например, сила нажима или стремление обвести несколько раз один и тот же элемент может говорить о психологической ригидности — неспособности адаптироваться к новым условиям, идти на компромисс или менять свою систему взглядов и убеждений. По сути, речь идет о когнитивной негибкости, которая влечет за собой внутреннее сопротивление разным способам решения тех или иных проблем и выбору действий как таковому.

Крупные буквы могут свидетельствовать о завышенной самооценке, мелкие — о заниженной или же об истощаемости нервных процессов, то есть быстрой утомляемости.

Кстати

Письмо от руки — это еще и возможность проявить свою индивидуальность. Оказывается, во всем мире невозможно найти двух людей с одинаковым почерком. Характер написания букв уникален, как и отпечатки пальцев.