Автор — Ангелина Вовк
Дети нового времени — это дети, рожденные с телефоном в руках. Даже малыши полутора лет, которые ещё плохо говорят, уже могут найти себе видео для просмотра.
Здóрово, что дети быстро учатся, но не здорóво, когда появляется зависимость от гаджетов..
В Школе Великих Открытий с зависимостью от гаджетов работают путем установления определенных школьных правил: телефоны забираются в начале дня и выдаются в его конце. Всё время дети посвящают живому взаимодействию друг с другом и педагогами (а на случай срочной связи родителей с ребенком, на помощь всегда приходят администраторы).
Подобные правила также соблюдаются во время учебных и каникулярных выездов в загородный кампус "Земля Великих Дел".
Если вы замечали за своим ребенком особую приверженность к нахождению перед экраном или же вы хотите, чтобы он проводил больше времени на природе и за живым общением, знакомьтесь с нашими каникулярными программами.
А пока что предлагаем порассуждать вместе с Александром Колмановским — психологом, специалистом по семейным и детско-родительским отношениям, и Екатериной Чепелевич — заместителем директора ШВО по учебным вопросам, педагогом и просто мамой двоих дочерей, о том, как можно препятствовать недугу современности.
Количество vs качество
Представим, что ребенку до 12 лет. Вплоть до этого возраста родитель обязан лимитировать время, проводимое за экраном телефона. Как именно? Это уже виднее каждому родителю. Но факт остается фактом — определенное отсутствие гаджетов должно быть обеспечено. Равно как и их присутствие!
Но это не должно быть ни кнутом, ни пряником — это нечто само собой разумеющееся. Получил пятерку или двойку? Время, проводимое за телефоном от этого и не увеличивается, и не уменьшается.
Однако, родителю важно помнить, что это не договорённость с ребенком. Это скорее родительское распоряжение.
Александр Колмановский
Кроме того, родителю важно не только контролировать количество времени ребенка, проведенное в гаджете, но и необходимо обращать внимание на качество контента, который ребенок успевает "потребить" за разрешенный ему час.
Я говорю и как мама, и как педагог. У меня две дочери: одной 16, другой 9. И девятилетняя насмотрелась в интернете, непонятно чего, и в результате какое-то время не могла спать, чувствовала себя тревожно.
Мы с ней обсудили эту ситуацию, и на днях я услышала, как она говорит друзьям: "Слушайте, вот в это я играть не буду, мне потом плохо, не могу спать".
Екатерина Чепелевич
Может, договоримся?
Договариваться с ребенком о времени за телефоном бесполезно: он пообещает, что угодно, если наградой будет желаемое время за экраном. А потом — непослушание, истерики и остальные прелести бунта..
Это все равно, что оставить маленького ребенка со сладостью перед носом, сказать ему "не ешь" и уйти. Разумеется, сладость тут же "исчезнет".
Важно понимать, что лимит времени с гаджетом — ответственность родителя.
Если было озвучено, что ребенок проводит с телефоном час в день, а он продолжает сидеть за экраном полтора, два, три часа — это организационная ответственность взрослого проконтролировать данный момент.
Нельзя рассчитывать на подобную ответственность у ребенка — она еще просто-напросто не сформирована.
Александр Колмановский
Лобная доля, отвечающая за волю, находится в процессе формирования вплоть до 18-24 лет!
Именно поэтому родителю важно суметь взять на себя это распоряжение: прийти в комнату минут за 10 до истечения поставленного срока, напомнить об этом сроке, а затем — выполнить родительское распоряжение и забрать телефон.
Потому что я так сказал/а!
Родителю также важно не просто взять на себя ответственность за это распоряжение, но суметь объяснить ребёнку свою позицию. То есть, убрать этот авторитаризм: "Потому что я так сказал/а и точка!"
Важно объяснить: "Слушай, я за твое здоровье. Я вижу, что тебе трудно самому контролировать этот процесс с телефоном, поэтому я тебе буду помогать. Нравится, не нравится, прости, но сейчас моя позиция вот такая, она твердая, и мы будем следовать ей."
Екатерина Чепелевич
Родитель, подросток и гаджет — кто лишний?
Все вышеперечисленное, к сожалению, работает только с детьми до переходного возраста. Далее, начиная с 12-14 лет, сделать что-либо крайне сложно. Будь то распоряжение или договоренность..
А физически отобрать телефон у 14-тилетнего подростка уже не пройдет, как это можно было бы сделать с 10-тилеткой. Будет страшный скандал..
Все силовые и административные рычаги действуют до этой размытой границы — до 12-14 лет, а дальше уже ситуация будет развиваться стихийно.
Александр Колмановский
Чем ближе к подростковому возрасту, тем меньше должно быть авторитаризма.
Здесь уже нужно не воспитывать, потому что наши назидательные беседы делают только хуже. Теперь мы можем быть советчиками и друзьями, нам, как родителям, нужно искать ребенку правильных взрослых и наставников.
Екатерина Чепелевич
В целом, когда ребенок становится старше, у него появляется возможность учиться справляться с чем-то самому. Даже с гаджетами. И несмотря на угасшую роль авторитета, родителю важно подсвечивать ребенку последствия его выбора:
- "Слушай, смотри, ты всё-таки очень много времени проводишь в гаджетах. Тебе сложно засыпать, снятся кошмары, хуже себя чувствуешь, сложно сконцентрироваться в школе на учебе" и так далее.
У старшей был момент в 11 лет, она сама пришла ко мне и принесла телефон со словами: "Мам, я не могу делать уроки, потому что я постоянно хочу посидеть в телефоне, забери его, пожалуйста, или поставь мне на нем ограничения, родительский контроль".
Екатерина Чепелевич
Современная школа обязана помочь и родителям, и детям, будь то борьба с зависимостью от гаджетов или поиск наставников для бунтующего подростка.
Записывайтесь на экскурсию в Школу Великих Открытий, чтобы взглянуть на альтернативное образование изнутри!
Школа Великих Открытий