В профессиональной среде часто используются понятия «телематика» и «телеметрия».
Перед прочтением статьи приглашаем присоединиться к соцсетям АЛЬФАСКАН! Здесь вы найдете интересные новости, фотографии, видео, акции и многое другое. Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков Telegram ВКонтакте Instagram YouTube Rutube
_____________________________________________________________________________________
Владельцы парков спецтехники часто сталкиваются с проблемой контроля своих транспортных средств и эффективности их работы. Чтобы решить этот вопрос, они используют системы телематики — оборудование и сервисы, которые фиксируют, собирают и обрабатывают данные о состоянии транспортных средств. В этой статье расскажем, что такое телематика, какие задачи она решает и как правильно выбрать систему, подходящую под запрос.
Телематика — это система для сбора информации
Телематика — это комплексная система, которая состоит из двух частей:
1. Аппаратная часть — приборы для сбора данных и серверы для их хранения.
2. Программная часть — специальное ПО, которое обрабатывает информацию и выдаёт её в нужном виде пользователям.
Для собственника бизнеса телематика — это инструмент, который позволяет аккумулировать информацию, выводить на её основе отчёты и принимать решения по управлению автопарком. Есть разные системы телеметрии: каждый поставщик настраивает систему по-своему, но все они в целом помогают решать 4 главные проблемы автопарков.
Следить за безопасностью
Безопасность — одна из важных проблем в работе автопарков. Сюда входят любые ДТП и аварии с участием спецтехники. Часть происшествий случается по вине водителей: в погоне за экономией времени некоторые дальнобойщики могут ехать долгое время без остановок. Усталость и рассеянное внимание из-за отсутствия сна часто приводят к съезду в кювет.
Для владельца автопарка любое происшествие влечёт за собой финансовые убытки из-за повреждения груза, ремонта и простоя транспорта. Поэтому все собственники бизнеса стремятся контролировать безопасность. Вот как им в этом помогают системы телематики.
Современные транспортные средства оснащены большим количеством электроники: это различные датчики, блоки управления системами и т. д. Вся информация в цифровом формате передаётся между элементами по CAN-шине — специальной сети для обмена данными внутри автомобиля. Чтобы собирать данные о транспортном средстве, в него устанавливают элемент системы телематики — специальный блок, который считывает все данные с CAN-шины и с помощью средств связи GPS и GSM отправляет в облачное хранилище.
Телематика подходит не только для магистральных тягачей, но и для любых грузовиков — от «газели» и малотоннажных грузовиков до тяжёлой грузовой техники. Большинство крупных компаний могут подогнать телематику под технику автопарка клиента. В основном системы телематики мультибрендовые: их можно установить как на европейскую, так и на китайскую технику.
Блок телематики в транспортном средстве собирает данные один раз в 5 секунд и постоянно передаёт их в онлайн-режиме. Если связи нет, данные хранятся внутри автомобиля от 2 недель до месяца. Как только связь появилась, данные передаются в облако.
Таким образом, владелец автопарка следит за всеми транспортными средствами в режиме реального времени и может оптимизировать маршрут или отправить отдохнуть водителя, который долгое время находится за рулём, чтобы его усталость не спровоцировала ДТП.
Дальше всё зависит от системы телематики. Одни производители просто отдают всю информацию заказчику в виде объёма данных, другие сами обрабатывают данные, трансформируют их в отчёты и передают пользователю через веб-интерфейс или мобильное приложение.
Некоторые поставщики телематики предлагают готовые решения, которые невозможно изменить, другие могут оптимизировать отчёты под требования конкретного заказчика. Например, система телематики BWG CONNECT от дистрибьютора Sinotruk, предлагает все инструменты по мониторингу, анализу и помощи в принятии решений для управления автопарком на одной платформе. Это зависит от возможностей аппаратной части системы и разработчиков. Стандартов отчётов нет, но в целом все системы телематики показывают одни и те же параметры: загруженность автопарка работой, эксплуатационные данные, эффективность управления ТС.
Контролировать работу водителей и принимать управленческие решения
Большую часть времени спецтехника проводит в рейсах, поэтому на её состояние во многом влияет водитель. Собственники парков часто сталкиваются с тем, что водители неаккуратно относятся к технике: превышают скорость или выбирают неоптимальный режим работы двигателя. Из-за этого машины быстрее ломаются и требуют дорогого ремонта. Иногда водители даже сливают и продают топливо. Контролировать состояние техники и то, насколько хорошо водитель её эксплуатирует, тоже помогает система телеметрии.
Собственники автопарков спецтехники по-разному пользуются системами телеметрии.
На начальном уровне люди используют телематику только ради трека на карте: откуда выехал автомобиль, куда приехал и сколько потратил топлива за промежуток времени. Они не углубляются и не используют остальную информацию — просто смотрят картинку и количество топлива.
На среднем уровне пользователи понимают, что трека недостаточно. Они анализируют, в каких климатических зонах, с какими нагрузками, скоростями и в каком режиме эксплуатируется техника. Они получают информацию и обрабатывают её, чтобы потом использовать данные для разных целей, например для бухгалтерии или логистики. Так телематика из красивой картинки превращается в инструмент, который позволяет делать какие-то выводы.
Самые продвинутые пользователи телеметрии используют отчёты со всеми параметрами по каждому автомобилю: нагрузкой, тормозными усилиями, оборотами двигателя и другими. Основываясь на этих данных, владелец автопарка может оценить работу сотрудников и разработать программы подготовки водителей и менеджеров, чтобы они более эффективно работали.
Весной в России некоторые регионы ограничивают нагрузку на ось для грузовых транспортных средств. Телематика помогает автопаркам контролировать эту ситуацию. Водитель, зная о превышении веса, связывается с логистом, который проверяет данные о загрузке автомобиля в режиме реального времени по телеметрии. Затем логист принимает решение, что делать: либо ехать с превышением и брать на себя риски, либо разгружать машину, чтобы убрать перевес. Это позволяет экономить время, снижать простой и видеть потенциальные риски по штрафам.
Благодаря телематике собственник бизнеса может оценивать эффективность управления транспортным средством и давать оценку действиям водителя. Например, заметить, что водитель выбирает слишком высокую скорость или неподходящую передачу и этим вызывает износ двигателя, коробки и шин. Зная это, он может найти решение, как выстроить работу автопарка, чтобы бережно эксплуатировать технику.
Уменьшать время простоев и расходы на топливо
Две главные статьи расходов автопарков — это простои техники из-за ремонта или отсутствия заказов и оплата топлива, которое стоит дорого и часто расходуется сверх нужного количества. Оптимизировать затраты поможет система телематики.
Телеметрия собирает данные о работе транспортных средств и разделяет их для целей разных сотрудников: менеджеров, бухгалтеров, логистов. Они используют информацию для планирования, расчёта бюджета, оплаты услуг и многого другого.
Поставщики телематики умеют разграничивать права пользователей и делать разный интерфейс под разные роли: механика, логиста, водителя, начальника автоколонны, собственника автопарка. Каждому показывают только те данные, которые ему нужны для решения своих задач:
Собственнику нужно увеличить прибыль. Поэтому он видит параметры, важные для понимания, сколько денег приносит автопарк и сколько нужно вложений.
Задача логиста — снизить простои техники. Он видит текущую загруженность транспорта и расположение техники.
Механику нужно снизить простои техники из-за ремонта или поломки. В системе он отслеживает параметры двигателя каждого ТС и сообщения о неисправностях.
Задача бухгалтера — рассчитать бюджет на топливо. Система даёт информацию о пройденном километраже за нужный период и количестве потраченного топлива. На основе этих данных можно сделать расчёт на будущее.
Опытные пользователи телематики на основе полученной информации принимают административные и управленческие решения. Они меняют маршруты, просчитывают логистику, считают затраты на топливо и принимают важные решения, например сменить поставщика топлива.
Представим небольшую транспортную компанию с 20 самосвальными сцепками. Собственник в интерфейсе телематики видит, что за прошедший день в среднем на одну машину пройдено 600 км, потрачено 100 литров топлива, перевезено 30 тонн груза. На основе этих данных он делает вывод, что машины мало ездят, но тратят много топлива. Он даёт задачу логисту увеличить эффективность транспорта и снизить расход топлива.
Логист проверяет маршруты техники и понимает, что они составлены неоптимально: машины делают много прогонов порожняком. Логист оптимизирует маршрут исходя из локаций поставщиков и заказчиков. В результате эффективность транспорта увеличивается.
Механик видит плавающие обороты и предполагает неисправность топливной системы. Он может провести внеплановый осмотр и вовремя устранить неисправность, предотвратив длительный и дорогой ремонт.
Бухгалтер рассчитывает бюджет на топливо на следующий месяц и заказывает топливные карты.
При выборе телемитрии важно понимать желаемый конечный результат
Когда компания принимает решение об установке телематики, важно учитывать несколько параметров:
Желаемый конечный результат — его нужно правильно определить, чтобы не переплатить. Каждая система телематики имеет свои особенности, которые могут не подойти конкретному автопарку. Поэтому нужно ориентироваться не только на возможности системы, но и на роли пользователей и их потребности.
Подходящее оборудование, наличие гарантии на него и грамотная установка.
Уровень сервиса: сколько есть сервисных центров и где они находятся.
Размещение серверов облачных хранилищ — они должны находиться в России, чтобы обеспечивать сохранность информации и доступ к ней.
Коротко
Телематика — это инструмент для бизнеса, который помогает владельцам парков спецтехники контролировать и улучшать эффективность работы транспортных средств.
Телеметрия непрерывно следит за состоянием каждого транспортного средства и передаёт данные в облачное хранилище. Это позволяет обеспечивать безопасность при движении.
С помощью данных телеметрии собственник бизнеса может отслеживать, как водители эксплуатируют технику, и принимать управленческие решения.
Системы телеметрии умеют разделять информацию для разных типов пользователей. Логист получает данные о графике движения машин и может оптимизировать маршрут и снизить простои. Механик может запланировать ремонт, а бухгалтер — рассчитать расходы на топливо.
При выборе поставщика телематики важно понимать конечный желаемый результат работы системы.