За консультацией по вопросу алиментных обязательств взрослых детей перед нетрудоспособными родителями обратилась 72-летняя Татьяна Петровна К. из Воронежа. Ключевой вопрос: увеличение алиментов на ее содержание в дальнейшем.
По просьбе нашего юриста-партнера она подготовила подробный рассказ о своей ситуации.
Текст подвергнут значительной корректировке редактором для юридической достоверности и простоты восприятия.
Семья с проблемами
Я проживаю одна в трехкомнатной квартире. Жилье осталось от моего ныне покойного мужа, а он получил его еще в начале 2000-х от своего отца по наследству.
У меня двое взрослых детей, 42-летний сын Максим и 48-летняя дочь Наталья. Отношения у нас не очень, последние 15 лет мы нормально не общаемся.
Все началось после смерти их отца. Я предложила им отказаться от наследства, они и согласились. Руководствовалась только практичными соображениями. Слишком сложно было бы все нормально поделить.
От мужа в наследство осталась эта квартира, ½ в нашей приватизированной квартире, нежилое помещение и два автомобиля. Мы договорились, что автомобили я им потом подарю, а одну из квартир продам и поделю деньги поровну.
Дети в целом уже стояли на ногах и сами, но не без сложностей. У сына еще были в разгаре платежи по ипотеке, а Наталья собиралась открыть свое дело, получить немного финансовой независимости от мужа.
Я действительно собиралась сделать так, как обещала, но меня смутило давление детей. Они так говорили, будто сделали мне одолжение, отказавшись от наследства и я им обязана.
Слово за слово, я решение пока остановила. Честно им заявила, что с таким отношением непонятно как я буду старость доживать, пусть пока все на мне побудет.
Машины могут забрать, а оформлены пока на меня будут. А недвижимость вообще продавать не буду, она в цене растет. С детьми поругались, машины им не нужны оказались, им на 2010 год стоимость была не больше миллиона за обе. Сделали важный вид и сказали, что «подачек не надо».
А через полгода я начала общаться с Виктором, это старый друг моего мужа. Он вдовец, жена умерла 8 лет назад. Мы дружили семьями и после смерти мужа Виктор помогал мне во многом. Мы и съехались.
Жили дружно, через два года я продала автомобили, мы купили новую машину. Начали путешествовать. С детьми общения не было, они затаили обиду на меня, были против Виктора. Обвиняли его во всех грехах.
Я наверное назло им расписалась с Виктором. Как бы доказывая, что все серьезно.
Ушлый муженек…
У него была дочь от первого брака, а вот во втором браке детей не было. Но было два пасынка от жены. И как так вышло, что осталась Виктору только маленькая «однушка», а все остальное ушло детям после смерти жены. Я не знаю деталей, вроде бы завещание было. А на момент смерти жены ему год до пенсии был, он не имел права на гарантированную долю.
Вскоре я продала одну из квартир, которая была у нас с мужем получена по приватизации. Мы хотели вложиться в ремонт трехкомнатной, но Виктор уговорил подождать. Вдруг что. Для ремонта откладывали арендную плату от помещения.
Подвернулось получше и больше, мы продали его, вложили деньги от квартиры, часть накоплений Виктор дал и купили здание в три раза больше. Потом Виктор со своими друзьями сделал там ремонт, сдали в аренду. Хорошие деньги!
Я понимала, что это уже совместное имущество, но ему я верила. Он хороший человек. Казался таким. Заботливый.
Но когда у меня начались проблемы со здоровьем, он вдруг стал прижимистым. Будто злился. Начал чаще говорить «мое», а не наше. Залезать без согласия в отложенные деньги.
В 2022 году мы развелись. Я предложила продать нежилые помещения и деньги поделить, но он настоял на разделе в суде.
От юристов я узнала, что новое помещение было куплено из денег, которые ему перевела дочь. В дар. Есть договор дарения…
А те деньги, которые были от продажи, мои личные, мы просто проедали все это время! Помещение было его личным. Я прошла три инстанции и ничего не высудила, мой юрист развела руками, что без шансов. Все оформлено…
Меня грамотно кинули. Осталась только с квартирой, требующей еще и ремонта.
Фиаско
Узнавшие об этом дети почти что насмехались.
- Молодец, мать, нам не дала, чтобы в старости на что жить было, а этому все подарила… - хихикал сын.
Я пыталась с ними наладить контакт, напрямую говорила о возможной помощи.
Без моей помощи они справились, за это тоже благодарны должны быть. Сами заработали, если бы дурных денег дала, то неизвестно бы как все сложилось.
Они меня словесно подкалывали, но помогали минимально. То часть коммуналки оплатят, ну продукты или лекарства завезут.
Я говорила про текущий ремонт, мне сразу отказали, предложили продать «трешку», купить «однушку» или «двушку» и жить дальше.
Я была против. Больше всего меня бесили издевки про мою ошибку.
Да, говорили он мне, остерегали. Я не человек что ли? Ошибаться не могу?
Летом 2024 года мне ванную комнату соседи затопили. Денег у них нет, пришли покрасили, побелили чуть. Все убого так…
Я начала детям про ремонт ванной намекать. Им что, скинуться по 50-60 тысяч, я минимально все в порядок привела бы! Плесень на стенах убрать!
Они непреклонны. Не будем! Продавай этот чемодан без ручки.
Я и пошла алименты взыскивать. Подруга насоветовала, дети, говорит, взрослые сейчас обязаны. К юристу сходила, он и подтвердил все. Просила взыскать прожиточный минимум с каждого.
В суде дети вели себя отвратно, прибеднялись, справок кучу нанесли. У сына двое детей, у дочери тоже двое. Прикрывались, что доходы небольшие. Как на море по два раза в год ездить, и каждые выходные то ресторан, то турбаза у них все есть!
Взыскали мне 0.6 прожиточного на двоих. По 30% с каждого! Суд прицепился, что у меня вклад есть на 100 тысяч, и что квартира несоразмерная. Судья так и сказал, что «видит лишнее имущество, могла бы продать»…
А эту сумму дети признали, поэтому и вынес решение. Так бы отказал. В апелляции ничего не изменилось.
У меня лекарств только на 4-5 тысяч, коммуналка почти 12. Пенсия 18 тысяч, впритык хватает. Только тех алиментов 7 тысяч и осталось..
Хочу попробовать чуть попозже увеличить сумму. Они из вредности всю помощь прекратили. Теперь ни коммуналку, ни лекарств, ничего. Перекинули что по суду должны и всё!
Читайте еще:
Комментирует юрист
Исходя из описанной Татьяной Петровной ситуации, значимых оснований для пересмотра судебного решения и увеличения суммы алиментов у нее нет.
К сожалению, она сама себе создала такие условия. По предварительной оценке, совокупная помощь в денежном эквиваленте от детей и так превышала 1.5 прожиточных минимума.
Сейчас же они просто исполняют решение суда, пересмотреть которое практически нереально. С такой пенсией и объемом имущества Татьяна Петровна не отвечает критериям «нуждаемости», даже состоявшееся решение – это редкость, и за то спасибо стоит сказать детям. Признавшим иск частично.
Рекомендовано пока что не предпринимать юридических мер, а попытаться разрешить конфликт путем переговоров.
В таких ситуациях следует тщательно взвешивать все факторы «ЗА» и «ПРОТИВ». По практике, взыскание алиментов с взрослых детей в пользу нетрудоспособных родителей практически никогда не превышает 1 прожиточного минимума со всех детей. Исключение – серьезные проблемы со здоровьем родителя (инвалидность 1-2 группы) и потребность в постоянном уходе.
Ставьте «Палец вверх», если информация была полезна и не забывайте подписываться на канал!
Читайте еще: