20 декабря состоялось вручение Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2024 года. Премия проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов Российской Федерации, Союза писателей России.
На получение премии рассматривались отечественные неигровые картины, созданные в 2022-2023 годах. Из общего числа поданных на участие заявок ежегодно отбираются двадцать фильмов-номинантов. Создателям работ в течение года предоставляется возможность показа картин, встреч со зрителями; оказывается информационная поддержка. По мнению председателя оргкомитета премии кинорежиссера Сергея Зайцева «…все фильмы, выдвинутые в номинациях – несомненно являются победителями. Их авторы сделали достойнейшее кино, которое не устареет долгие годы, и на нем будут воспитываться следующие поколения. Каждый режиссер оставил в фильме кусочек сердца, и эти фрагменты заполняют сердца зрителей».
Лауреатов в номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм» определила экспертная комиссия художественного совета премии в составе сорока трех ведущих отечественных кинематографистов из разных регионов России. Председателем экспертной комиссии в 2024 году стал известный режиссер, сценарист, продюсер Сергей Дебижев.
- В конце прошлого года в кинопрокат вышел уже ваш пятый неигровой фильм. Вы делаете зрительское или авторское кино?
- Я вообще не делаю кино. Слово «кино» больше относится к игровым фильмам, и в том узком понимании, в котором оно существует в народном сознании, – это вещь не самая полезная... Через визуальные художественные образы творцам необходимо передавать глубокие смыслы, воздействующие не только на инстинкты, но и на душу человека. А большинство людей воспринимает кино как развлечение. Документалистика же сродни фундаментальной науке – она формирует человеческое сознание и поддерживает на плаву Богом созданную душу, поэтому стоит особняком. То, что я делаю, даже от традиционной документалистики довольно далеко, потому что ничего нового людям не сообщаю. Просто разговариваю с их душой. У меня и фильмы такие, про которые трудно говорить в парадигме «сюжет, саспенс, конфликт»...
Кинематограф – оружие массового поражения, с ним необходимо правильно обращаться. Его лучше было бы вообще запретить, хотя бы на время. Дать людям возможность прийти в себя, посмотреть на мир без посредников. На кинематограф возлагали огромные надежды. Появившись на свет, он заявил людям, что теперь главный, что сообщит как жить, как себя вести, что думать... И в конце концов не справился, обещания не исполнил; начал работать с инстинктами – смешить, пугать, нервировать. Поэтому сыграл в большей степени роль деструктивную.
Пришло время, когда мир переходит на в другой этап развития, в том числе геополитический. Мы поднимаемся на новые уровни сознания и осмысления реальности. Многие процессы требуют перезапуска, особенно те, что происходят в кинематографе. Он набрал определенное влияние, и то, что в нашей стране недооценивают важность и мощь его воздействия, – плохо! Вот американцы понимают это. Они фактически своим кинематографом управляют большей частью мира.
В Советском Союзе было осознание того, что кинематограф – дело государственное. Воздействие кино на массовое сознание невозможно переоценить. Государство заинтересовано в том, чтобы держать под контролем, инициировать темы, транслировать идеи. Это не исключает творчества, поиска, эксперимента. Однако, главное – выполнение исторической задачи. Когда-то таким инструментом были, например, художники-передвижники. Они выполняли некую миссию доведения искусства до широкой общественности.
Кинематограф не должен быть пустым развлечением, или, если говорить о документалистике, просто передавать рассказ о каком-то историческом событии. Необходимо понимать его сильные и слабые стороны, скрытые опасности и исходя из этого применять (иначе, получается обезьяна с гранатой!). С одной стороны, на кинематографе лежит вина за то, что он во многом изуродовал человеческое представление о мире, навязав ему ложные ценности и погрузив в иллюзии. С другой – эти ошибки можно загладить и поставить его на службу гармонии.
- Что вы предлагаете?
- Сейчас необходимы не какие-то отдельные фильмы, а совершенно иная концепция кинематографа, другой подход. Как только поймем, что мы хотим получить на выходе, появится понимание, что для этого требуется сделать. У нас есть Указ президента России о традиционных ценностях (№809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. – Прим. авт.), которые действительно играют важную роль для нашего народа. В указе прописаны конкретные шаги. Другой вопрос, для его реализации не подключены настоящие большие творческие силы. Указ предусматривает необходимость повышения уровня образования, духовного сознания человека, причем независимо от возраста; в нем обозначены темы, которые близки нам по менталитету. Мы люди душевные, стремящиеся к божественному благу; мы не можем просто и холодно развлекаться – нам нужны большие смыслы и цели. Как известно, материальные блага и комфорт не приносят настоящего счастья. В России люди чувствуют себя полноценно только в условиях сильного государства, традиционной религии и мощной национальной культуры. Когда они находятся не отдельно друг от друга, а сплавлены воедино: государство понимает значение культуры и искусства, а культура и искусство осознают, что государство должно быть сильным и обеспечивать не только безопасность, но и гармоничное состояние общества, и вместе они опираются на религию – наступает золотой век. Поэтому единство государства, религии и культуры – главное!
Кино в отличие от литературы, живописи, музыки появилось недавно. Это совсем молодое искусство. Или еще даже не искусство, а то, что или выдают за него, или оно стремится им стать. С какой стороны посмотреть… Кино должно знать свое место, силу воздействия и пределы дозволенного, а творцы – иметь ответственность, определенный духовный объем, в конце концов, совесть!.. И конечно же, глубокие знания. У нас часто бывает, что человек малообразованный и не очень умный может совершенно спокойно просить и получать от государства финансирование на фильм, который потом не доходит до зрителя. Поэтому считаю необходимым восстановление государственных киностудий. Например, умирающий «Ленфильм» мог бы стать предприятием, которое занимается государственным делом – патриотическим духовно-нравственным кино. Почему нет? Былые достижения снискали ему славу и авторитет. При правильном подходе и разумном финансировании «Ленфильм» мог бы в год делать десятки важных и полезных стране фильмов.
На нас ополчилась половина мира, необходимо обороняться. А мягкая сила иногда имеет большее значение, чем обычное оружие. Например, фильм нашей компании «Два капитана» – «Святой Архипелаг» (лауреат премии «Золотая Свеча» 2023 года. – Прим. авт.) имел успех в российском прокате, а в той же Америке произвел когнитивный диссонанс. Там всю жизнь рассказывали, что Россия – это ад; вдруг они видят, что всё наоборот. В Китае картина получила «китайский Оскар». Сейчас готовятся показы нашего нового фильма «Крест» в Португалии по инициативе королевской семьи, и в Российском духовно-культурном православном центре в Париже. Это важно! У кинематографа совершенно удивительные инструменты; он понятен, легок для восприятия, может и должен быть национальным, просто его надо правильно использовать.
- Вы в числе первых поддержали создание премии «Золотая Свеча». Для чего сегодня необходима национальная премия в области именно неигрового кино?
- Игровое кино заигралось внутри себя. Оно фактически занимается тем, что кусает себя за хвост. Оседлало голливудскую схему, делает ремейки... Думаю, еще несколько лет мы не увидим ничего, кроме повторений или демонического контента типа какого-нибудь изуродованного «Мастера и Маргариты».
На фестивалях по-прежнему главным остается игровое кино. В новостях говорят о призах за лучшие роли, лучший игровой фильм и вообще не упоминают, что документальное кино фигурирует в программе…
Очень важно, что есть Российская национальная премия в области неигрового кино «Золотая Свеча». В современном мире документальное кино выходит на магистральную дорогу и приобретает всё большую ценность. Эта премия призвана вывести отечественную документалистику на новый уровень. Уверен: она будет набирать авторитет и вес настоящей профессиональной награды, и в конце концов станет мерилом качества и смысла.
Документальное кино сейчас является последним островом правды, истины. Это один из основных инструментов, облеченных общественным доверием, во многом потому, что у документалистов сохранились остатки совести. Уровень неигрового кино повышается, но мы еще в шорах привычных представлений… Из того, что называется документальным кино, многое является научно-популярным, значительная часть – телевизионным. Оно не предполагает киноэкрана; в силу разных причин в нем нет художественной составляющей, крупных тем, которые некогда были в большой отечественной документалистике. «Человек с киноаппаратом» (реж. Дзига Вертов), «Обыкновенный фашизм» (реж. Михаил Ромм), «И всё-таки я верю…» (реж. Михаил Ромм, Марлен Хуциев, Элем Климов, Герман Лавров), «Легко ли быть молодым?» (реж. Юрис Подниекс) - по-настоящему масштабные фильмы! Хочется, чтобы такого уровня картины стали появляться, тогда и среднестатистическая документалистика будет подтягиваться…
Всем нужны примеры, нужны светочи. В истории человечества выдающиеся личности оставили определенные зарубки: Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пушкин, Достоевский… Композиторы, писатели, ученые, художники... Понятно, не все в состоянии дотянуться до этих зарубок, но тянуться надо обязательно! Мы можем внести свой вклад, и мыслить необходимо максимально масштабно. Считаю, у документалистики серьезный потенциал. Она обязана по-настоящему возродиться и выйти на «большие» экраны. Пусть это будут отчасти коммерческие проекты типа фильма «Огненный лис». Людей надо образовывать, выводить из негативных состояний сознания. Неигровое кино обладает всеми средствами для этого!
Документальное кино – в том числе и аналитика. Оно доносит до человека важную, полезную, правдивую информацию. Исключая, конечно же, случаи намеренных искажений – мы с этим тоже сталкиваемся... Однако в целом в нашей стране сохраняется уважение к неигровому кино. Не зря стриминговые платформы начали у себя его размещать и производить, но это вынужденная мера. Они (как и телевидение) до конца не понимают, что такое документалистика: выбирая экстремальные темы, хотят зомбировать зрителя так же, как аудиторию игрового кино…
С развитием криптовалют, киберпанка, нейросетей мир переходит в виртуальную среду, которая, конечно же, сильно повлияет на анимацию, игровое кино. Но документальное – останется в своей кристальной чистоте, потому что искусственному интеллекту там особо делать нечего.
Основной смысл существования премии «Золотая Свеча» – содействие созданию фильмов в русской традиции, используя ее принципы, ресурсы. Наша главная триада – это вера, надежда, любовь и, конечно же, поиск истины. То, что я говорю о крупных темах, о больших смыслах, совершенно не исключает создание фильмов об удивительных личностях, явлениях, исторических событиях. Документалисты – люди, способные пристально смотреть на этот мир, обладающие качеством профессионально осваивать реальность. В этой связи надо понимать: только сердечное, теплое и вдумчивое отношение к человеку может принести плоды, которые требует сегодняшний день.
- Какие ближайшие пути развития премии вы видите?
- Документалистика – в большей степени система, нежели, игровое кино, где существуют отдельные киностудии, на которых делаются коммерческие проекты.
Необходимо привлекать как можно больше молодых авторов. Опытные мастера, как говорится, борозды не испортят, но нужны и новые борозды... Ежегодно из вузов выходят десятки режиссеров. Талантливых необходимо выявлять, поддерживать, отмечать; давать понимание, что они находятся в системе!
У документалистов появилась наконец собственная премия, имеющая потенциал; она может их взбодрить и вдохновить. Вокруг нее, должны концентрироваться кинокритики, информационные ресурсы, чтобы дать возможность выхода неигрового кино в публичное пространство.
Документалистика как наука должна вести единую большую линию любви к человеку, к жизни. Это точно не о развлечении. Я бы сказал, документалистика – дело серьезное, тут шутками не отделаться!..
Главное, чтобы и государство, поняло: что неигровое кино – это важно. Важнее очень многого.
Беседу вела Ирина Иванова
Фото Екатерина Струнилиной
Интервью опубликовано в газете Союза кинематографистов России «СК-Новости» №1 (447)
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала! Будем стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.