Найти в Дзене
11 друзей Дзюбы

Черчесов развелся с Казахстаном

Уход Станислава Черчесова с поста главного тренера сборной Казахстана после провала в Лиге наций (одно очко в группе, 0:0 с Норвегией и разница мячей 0:15) был ожидаем. И дело тут не только в результате. Неблагоприятным фактором стала и смена руководства в казахской футбольной федерации. Приглашал российского специалиста Адилет Берменкулов, но сейчас он отправлен в отставку и на его место пришел 36-летний Марат Омаров. Когда-то он играл в юношах в футбол, а сейчас трудится где-то между госкорпорациями и экономическими ведомствам правительства Казахстана. И вообще я немного знаком с реалиями футбола в Казахстане, бывал там даже на игре сборной России под началом Саламыча с местной национальной командой. Публика довольно непривычная для наших стадионов, эдакий совсем рабочий класс средних лет, который живет на трибунах своей жизнью, не связанной с происходящем на поле. Но это даже не главное и вообще оно не имеет значения. Видимо, болезнь любой постсоветской страны в том, что футбольны

Уход Станислава Черчесова с поста главного тренера сборной Казахстана после провала в Лиге наций (одно очко в группе, 0:0 с Норвегией и разница мячей 0:15) был ожидаем.

И дело тут не только в результате. Неблагоприятным фактором стала и смена руководства в казахской футбольной федерации. Приглашал российского специалиста Адилет Берменкулов, но сейчас он отправлен в отставку и на его место пришел 36-летний Марат Омаров. Когда-то он играл в юношах в футбол, а сейчас трудится где-то между госкорпорациями и экономическими ведомствам правительства Казахстана.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И вообще я немного знаком с реалиями футбола в Казахстане, бывал там даже на игре сборной России под началом Саламыча с местной национальной командой. Публика довольно непривычная для наших стадионов, эдакий совсем рабочий класс средних лет, который живет на трибунах своей жизнью, не связанной с происходящем на поле. Но это даже не главное и вообще оно не имеет значения. Видимо, болезнь любой постсоветской страны в том, что футбольные боссы в них считают, что поймали Бога за бороду и поэтому могут позволить себе чудить, принимая эмоциональные решения, основанные на личных симпатиях или антипатиях.

И в реальности судьбу Черчесова можно было предсказать, когда из лидирующего "Кайрата" ушел Александр Кержаков после того, как владелец команды стал пытаться наводить свои порядки в раздевалке.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И не только поэтому российскому специалисту в Казахстане приходится трудно. У меня складывается впечатление, что там с опаской относятся к чужим. Не зря, кстати, в стране нет института множественного гражданства, поэтому теннисистка Елена Рыбакина сдала российский паспорт, а канадские хоккеисты "Барыса" не оформляют местный паспорт ради сборной.

Видимо, поэтому даже сейчас на пост тренера рассматривают не иностранцев, а местного специалиста Али Алиева из "Кызыл-Жара", с коим он занял девятое место в прошлом сезоне. И это говорит о некоем запросе и сверху, и снизу на местного тренера.

У Черчесова были натянутые отношения с публикой и журналистами. Все мы помним, как его журналист назвал "Салмановичем", а тренер ответил, что он "Саламович, почти Приветович". В итоге прозвище "Приветыч" он привез с собой из соседней страны. Я тут вспомнил, что при мне, наверное, каждый пятый периодически называл Черчесова Станиславом Соломоновичем. Хотя Соломоновичем в "Динамо" был Адамас Голодец.

Но ведь был и случай с большими последствиями, чем прозвище. После игры со Словенией журналист, одетый в майку ПСЖ, задал тренеру вопрос на казахском языке. На что российский специалист ответил: "Ты по-французски сейчас говоришь?". После этого инцидента министерство туризма и спорта Казахстана обвинило Черчесова в неуважении к стране, поскольку он допустил «оскорбляющие казахский язык фразы». Учитывая, видимо, что шутка была второй, ранее он сказал журналисту, что ответит ему на осетинском, Черчесову выписали штраф от федерации футбола. Причем, еще при старом руководстве.

Так что шанса построить команду специалисту не дали, а, видимо, и сам Черчесов не особо хотел. Но представил планы подготовки, все как положено, однако никакого ответа из федерации не получил. Что уже послужило сигналом к завершению сотрудничества.

Поэтому история сборной Магомеда Адиева, который вышла в стыки отбора на ЕВРО-2024 года тут кажется исключением. Футбол в Казахстане довольно посредственный, но тут совпало много факторов. Адиев чувствовал поддержку, все-таки чеченцы имеют в Казахстане свою историю и общую веру, была удача, да и тот состав сборной фактически завершал свой путь, поэтому просто пытался воспользоваться последней возможностью войти в историю страны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Собственно, Черчесову и было поручено демонтировать сборную Адиева и собирать команду заново. За работу он взялся рьяно, ибо после "Ференцвароша" находился на отдыхе и ходил на матчи РПЛ, надевая шарфы разных клубов, чем запускал много волн слухов и инсайдов. Сам он признавался, что хотел бы поработать в русскоязычной среде и, кажется, Казахстан тут пришелся к месту. Рекомендацию ему дал Магомед Адиев, который ушел в "Ахмат", но с ним уже давно не работает.

Однако я сразу был практически уверен, что у Черчесова на зайдет. Когда он только пришел в "Динамо" и встречался с болельщиками в неформальной обстановке, первое, что он сказал было то, что ему нужны титулы. Все, точка. Ничего другого для него нет. Соответственно, это - тренер для больших задач, а перед сборной Казахстана их никто не поставит. Все-таки без задач он работал давно, например, в "Амкаре", когда только, можно сказать, набивал шишки. А так были "Динамо", "Легия", сборная, "Ференцворош" и везде общественное внимание, еврокубки или домашний Чемпионат мира по футболу. Просто он, видимо, не смог в Казахстане найти мотивацию.

Фото "Спорт-Экспресс"
Фото "Спорт-Экспресс"

Трудно ему будет сейчас найти работу и в России. Потому что, во-первых, он получил неустойку за пять месяцев контракта в 500 тысяч евро, то есть в месяц тренер получал 100 тысяч долларов, грубо говоря, 10 миллионов рублей. При том, что 8 миллионов зарплаты Игоря Осинькина в "Крыльях Советов", как астрономическую сумму, кажется, не обсудил только ленивый. Во-вторых, в России есть три-четыре клуба, которые в теории могут бороться за чемпионство и все, ибо в еврокубках российский футбол не представлен.

Поэтому не думаю, что Черчесов до лета работу себе найдет. Ну а там возможен интерес и из клубов Европы, а в Азию тренер не очень рвется. Есть Сербия, а по мне Черчесов отличный тренер для "Црвены Звезды" или "Партизана", есть Венгрия, где он уже работал, в конце концов есть Словакия. А мой товарищ Алексей Андронов, например, просит боссов "Боруссии" взять лучше Саламыча, чем Нико Ковача. Но, если серьезно, то Германия нет, а вот Австрия, где у Черчесова дом, может быть, да.

Обычно все указывают на сложный характер Черчесова и почему-то считается, что он ему мешает. Но хороших тренеров с легким характером не бывает. Саламыч амбициозен и сейчас, в условиях футбольной изоляции России, ему это мешает. Не для него получать 8 миллионов в месяц и бороться лишь за восьмое место. Его стихия - борьба минимум за медали.

Кирилл Шулика

Подписывайтесь на мой телеграм-канал