Найти в Дзене
NOTA RE Уроки фортепиано

Тоника, Субдоминанта, Доминанта. Главные трезвучия лада.

От каждой ступени мажорного или минорного лада мы можем построить трезвучие.
Трезвучие – это созвучие или, по-другому, аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям. На разных ступенях мажорного и минорного лада (натурального и гармонического вида) могут строиться разные трезвучия: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные. О строении этих трезвучий рассказано в этой статье. На трех из семи ступеней лада строятся трезвучия, которые характеризуют лад. В натуральном мажорном ладу три трезвучия мажорных Б53 (на I, IV и V ступени), остальные - минорные (на II, III и VI ступени) и одно уменьшенное (на VII ступени). В натуральном минорном ладу три трезвучия минорных М53 (на I, IV и V ступени), остальные - мажорные (на III, VI и VII) и одно уменьшенное (на II ступени). Эти три мажорных трезвучия в мажоре и три минорных трезвучия в миноре и называются главными. Ступени, на которых строятся главные трезвучия лада, называются главными. Не путать с устойчивыми ступенями
Оглавление
Тоника, Субдоминанта, Доминанта
Тоника, Субдоминанта, Доминанта

Трезвучия на ступенях мажорного и минорного лада

От каждой ступени мажорного или минорного лада мы можем построить трезвучие.
Трезвучие – это созвучие или, по-другому, аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям.

На разных ступенях мажорного и минорного лада (натурального и гармонического вида) могут строиться разные трезвучия: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные. О строении этих трезвучий рассказано в этой статье.

На трех из семи ступеней лада строятся трезвучия, которые характеризуют лад.

В натуральном мажорном ладу три трезвучия мажорных Б53 (на I, IV и V ступени), остальные - минорные (на II, III и VI ступени) и одно уменьшенное (на VII ступени).

Трезвучия в До мажоре
Трезвучия в До мажоре

В натуральном минорном ладу три трезвучия минорных М53 (на I, IV и V ступени), остальные - мажорные (на III, VI и VII) и одно уменьшенное (на II ступени).

Трезвучия в Ля миноре
Трезвучия в Ля миноре

Главные трезвучия и главные ступени лада

Эти три мажорных трезвучия в мажоре и три минорных трезвучия в миноре и называются главными.

Ступени, на которых строятся главные трезвучия лада, называются главными. Не путать с устойчивыми ступенями лада.

Главные ступени лада - это I, IV и V ступень, так как на них образуются главные трезвучия лада, характеризующие этот лад.

Рассмотрим на примере тональности До мажор.

Тоника, Субдоминанта, Доминанта

I ступень лада называется тоникой (T)- До. А трезвучие, построенное на I ступени - тоническим.

-4


Тоническое трезвучие (T53) в тональности До мажор - До-Ми-Соль. Это мажорное трезвучие. (Большая терция + малая терция).

-5

IV ступень лада называется субдоминантой (S) - Фа. А трезвучие, построенное на IV ступени - субдоминантовым.

-6


Субдоминантовое трезвучие (S53) в тональности До мажор - Фа-Ля-До. Также мажорное трезвучие. (Большая терция + малая терция).

-7

V ступень лада называется доминантой (D) - Соль. А трезвучие, построенное на V ступени - доминантовым.

-8

Доминантовое трезвучие (D53) в тональности До мажор - Соль-Си-Ре. Это трезвучие также будет мажорным. (Большая терция + малая терция).

-9

Итак: три главных ступени лада - это Тоника (I), Субдоминанта (IV) и Доминанта (V).
А три главных трезвучия лада - это тоническое, субдоминантовое и доминантовое, которые строятся на этих ступенях. Эти трезвучия будут мажорными в мажоре и минорными в миноре.

-10

Главные ступени обозначаются буквами:

T - тоника

S - субдоминанта

D - доминанта.

Главные трезвучия обозначаются так:

Мажорное тоническое трезвучие T53
Минорное тоническое трезвучие t53

Субдоминантовое трезвучие в мажоре S53
Субдоминантовое трезвучие в миноре s53

Доминантовое трезвучие в мажоре D53
Доминантовое трезвучие в натуральном миноре d53 (т.к. тут будет минорное трезвучие)
Доминантовое трезвучие в гармоническом миноре D53 (т.к. тут будет мажорное трезвучие)

Функции главных трезвучий лада

Три главных трезвучия лада - это три основных функции лада.

Тоническая функция - основа лада, его центр, его главный устой.
Субдоминантовая функция - это неустойчивая функция, развитие композиции, отдаление от ладового центра.
Доминантовая функция - это кульминация, напряжение и тяготение к ладовому центру. Подготовка к разрешению и переходу в устой.

Присоединяйтесь к нашему Телеграм каналу
Нота Ре - пианисты, будем учиться играть на фортепиано вместе.

Я учусь играть на фортепиано сама и снимаю для вас уроки. Все уроки на сайте
https://nota-re.ru/lessons
А на странице
https://nota-re.ru/dnevnik-pianista я начала вести дневник своих занятий.

Учитесь с удовольствием!