Найти в Дзене
ИСТОКАН

Использовать и поделить. Как союзники предавали Россию в Первой мировой войне

В начале ХХ века в мире разгорелся один из самых страшных конфликтов в истории человечества, получивший название Первой мировой войны. В ней в той или иной степени принимали участие тридцать восемь независимых государств. В противостоянии участвовали два военных блока: Именно Россия являлась ключевой участницей Великой войны и, в отличие от немощных «союзников», тянула все на себе, из-за чего и понесла самые тяжелые потери (военные статистики под руководством Г.Ф. Кривошеева, приводят цифру в 1,2 млн убитыми, но есть данные, существенно превышающие эти расчеты). В том числе к таким трагическим последствиям привела верность России своим союзникам, стремление им помочь. Однако, несмотря на этот вклад, в число праздновавших победу Россию не позвали. Николай II считал священным долгом выполнение всех англо-французских просьб в борьбе с Германией. Самый красноречивый эпизод — так называемая Восточно-Прусская операция, предпринятая Россией, которая спасла Париж. Август-сентябрь 1914 года.
Оглавление

В начале ХХ века в мире разгорелся один из самых страшных конфликтов в истории человечества, получивший название Первой мировой войны. В ней в той или иной степени принимали участие тридцать восемь независимых государств.

В противостоянии участвовали два военных блока:

  • «Тройственный союз»: Германия, Австро-Венгрия и Италия;
  • «Антанта»: Великобритания, Франция и Российская империя.

Именно Россия являлась ключевой участницей Великой войны и, в отличие от немощных «союзников», тянула все на себе, из-за чего и понесла самые тяжелые потери (военные статистики под руководством Г.Ф. Кривошеева, приводят цифру в 1,2 млн убитыми, но есть данные, существенно превышающие эти расчеты). В том числе к таким трагическим последствиям привела верность России своим союзникам, стремление им помочь. Однако, несмотря на этот вклад, в число праздновавших победу Россию не позвали.

Жалобный визг Франции: «Россия, помоги!»

Николай II считал священным долгом выполнение всех англо-французских просьб в борьбе с Германией. Самый красноречивый эпизод — так называемая Восточно-Прусская операция, предпринятая Россией, которая спасла Париж.

Август-сентябрь 1914 года. В первые месяцы войны немцы без труда разбивают французские войска и уже топчутся на пороге Парижа. Французы в отчаянии. Сдать столицу они не могут, а потому буквально умоляют российского самодержца начать наступление на Восточном фронте, чтобы оттянуть на себя внимание немецких войск. Русская армия, еще даже не окончив мобилизации, идет в наступление без раздумий. План удался — часть германских соединений отведена с Западного фронта, а Франция спасена от позорного поражения уже в первые месяцы войны. А вот Россия в итоге ожидаемо понесла тяжелое тактическое поражение и оставила территорию почти всей Восточной Пруссии.

Да, русских чествовали как спасителей. Командующий французской армией маршал Фердинанд Фош писал:

«Если Франция не была стерта с карты Европы, то, в первую очередь, благодаря мужеству русских солдат».

За героизм русские части получили звание «Легион чести».

И снова Франция!

Лето 1916 года. Чтобы нанести тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии, а также не дать врагу разгромить союзников, Россия проводит одну из самых масштабных и успешных операций под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова, получившей название «Брусиловский прорыв».

Русский генерал Алексей Алексеевич Брусилов. Источник: culture.ru.
Русский генерал Алексей Алексеевич Брусилов. Источник: culture.ru.

Для Франции русская операция имела колоссальное значение. В то время на Западном фронте полыхала битва при Вердене, в которой французы испытали серьезные проблемы, а силы Центральных держав продолжали «давить» Францию. Только благодаря успешному наступлению русских войск Германия была вынуждена перебросить значительные силы на Восточный фронт для поддержки австро-венгров, тем самым ослабив напор на позиции французов, позволив последним устаканить фронт и избежать казалось неминуемой катастрофы.

«Брусиловский прорыв» окончательно утвердил переход стратегической инициативы от Центральных держав к Антанте. Хоть Россия и имела успех в той операции, однако ценой скольких людских жизней достался этот успех, защищая, как позже выяснилось, неблагодарных европейцев.

Расчленить Россию

И, конечно, все знают, чем для России закончилась война, которую впоследствии назовут Первой мировой. 3 марта 1918 года пришедшие к власти большевики заключили Брестский мир, и это официально вычеркнуло Россию из списка победителей в Первой мировой войне. О подвигах наших солдат на фронте после этого мало кто вспоминал.

Но претензии состоят не только в этом. Еще задолго до этого наша страна оказалась в бедственном положении: ее захлестнули протесты, перевороты и прочие трагические события. И союзники поспешили этим воспользоваться.

Сразу после «Декрета о мире» и перемирия Советской России с Германией на Восточном фронте США, Франция, Англия и союзные им страны решили разделить российскую территорию на зоны влияния путем установления связей с местными национальными правительствами и объявлении независимости Украины, Белоруссии, Кавказа, Польши, Финляндии и других стран Прибалтики, а также Дальнего Востока.

Конечно, открыто бывшие союзники по Антанте выражали симпатии Белому движению, которое выступало за продолжение войны с Германией, однако не спешили ему помогать. Союзники, как правило, отказывали белым в выдаче кредитов. Также среди стран Антанты не сложилось единого мнения касательно интервенции.

11 ноября 1918 года Германия капитулирует и начинает вывод своих войск с оккупированных территорий бывшей Российской империи. По замыслу союзников он должен был быть осуществлен не сразу, а «когда союзники решат, что для этого настал момент, принимая во внимание внутреннее состояние этих территорий». Это означало только одно — должны возникнуть подконтрольные союзникам марионеточные правительства на окраинных территориях России. Начиная с этого момента, Антанта перестает нуждаться в Белом движении, да и лозунг белых их начинает пугать — «Россия единая, великая и неделимая». Российская империя, как их главный мировой конкурент, не должна возродиться! Здесь даже большевики казались им менее опасными, никто попросту не верил, что их власть продержится долго.

Россию западные державы находили максимально ослабленной, раздробленной и обескровленной. По их мнению, нужны были преобразования, причем именно на базе принципов «самоопределения наций» — проще говоря, во что бы то ни стало не допустить единства. Война закончена, и сильная Россия им больше не нужна.