Найти в Дзене
Инноваторус

Проблемы проектирования транспортной безопасности на ОТИ ДХ. Отсутствие нормативных значений

Оглавление

Отсутствие технических нормативных правовых актов (см. предыдущую статью) ведет к тому, что в ходе проектирования невозможно подтвердить соответствие принятых решений требованиям законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Отсутствие нормативных значений к размещению ряда систем обеспечения транспортной безопасности создает определенные сложности в ходе проектирования
Отсутствие нормативных значений к размещению ряда систем обеспечения транспортной безопасности создает определенные сложности в ходе проектирования

Приведу несколько примеров.

Вопросы по применению заграждений

В соответствии с требованиями подпунктов 10 и 35 требований, утвержденных ПП 2201, субъект транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), обязан не допускать проникновения лиц на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее — ОТИ ДХ), в том числе путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности.

К мерам по недопущению несанкционированного проникновения в соответствии с подпунктом 10 пункта 7 требований, утвержденных ПП 2201, является применение заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств и т. д.

Критическим элементом балочного моста является опорная часть (элемент, который передает нагрузку от пролетного строения на опору и обеспечивает линейные и угловые перемещения пролетного строения), для вантового моста - места крепления вант к пилону.

Высота крепления ограждения опоры определяется по месту
Высота крепления ограждения опоры определяется по месту

Вопросы, которые в настоящее время решаются на основе логики здравого смысла:

- Какие заграждения должны применяться на промежуточных опорах: необходимо ограждать непосредственно опору на твердой поверхности или достаточно установить по периметру ограждения козырькового типа?

- На каком расстоянии от устоя или промежуточной опоры искусственного сооружения (далее — ИССО) должны размещаться заграждения?

- Какой высоты должны быть ограждения (заборы) и какую длину должны иметь заграждения козырькового типа?

- Является ли применение армированной колючей ленты (АКЛ) обязательным? В каких случаях ее можно не использовать?

- В каких случаях требуется установка охранной сигнализации на заграждениях козырькового типа и прочих ограждениях? Какого типа периметровые охранные извещатели должны устанавливаться и в каких случаях?

Нормы размещения заграждений устоев отсутстуют
Нормы размещения заграждений устоев отсутстуют

Вопросы по обустройству системы оповещения транспортной безопасности

В соответствии с подпунктом 30 пункта 7 требований, утвержденных ПП 2201, ОТИ ДХ I, II и III категорий безопасности должны быть оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами оповещения.

Требования к средствам оповещения установлены в разделе X требований, утвержденных ПП 969.

Пример размещения рупорного громкоговорителя на мосту
Пример размещения рупорного громкоговорителя на мосту

Как и в случае с применением заграждений, в силу отсутствия нормативных значений для каждого конкретного случая проектировщик совместно с заказчиком решает следующие задачи:

- Какие сообщения (звуковые, визуальные) и какого содержания должны передаваться системой оповещения?

- С какими системами смежными системами должна взаимодействовать система оповещения и какой сценарий событий в этих случаях должен обеспечиваться? Какая система какие данные в какую систему передает? Требуется ли интеграция системы оповещения транспортной безопасности с системой оповещения МЧС, системой управления оповещением и эвакуацией (СУОЭ) пожарной безопасности?

- Допускается ли применение мобильных или носимых средств оповещения как предусмотренных ГОСТ Р 42.3.01-2021?

- Где допускается размещение автоматизированного рабочего места оповещения — непосредственно на посту ОТИ ДХ или в пункте управления обеспечения транспортной безопасности?

Вопросы по обустройству сети передачи данных

В соответствии с п. 7 требований, утвержденных ПП 2201 на ОТИ ДХ развертываются системы связи на основе сети передачи данных (далее - СПД). Применяемое телекоммуникационное оборудование (в том числе коммутаторы, мультиплексоры и т.д.) должно быть сертифицировано в соответствии с положениями ПП 969.

Вопросы организации и резервирования каналов, линий связи и оборудования решаются в зависимости от понимания заказчиком допустимого уровня надежности функционирования СПД, как правило, задаваемым объемом бюджетного финансирования.

Экономические ограничения ведут к увеличению точек отказа, к прямым подключениям АРМ в коммутатор ядра СПД. Раз технически подобные решения реализовать можно, а руководящие нормы по данным вопросам отсутствуют, подобные решения реализуются не смотря на попытки технических специалистов их опротестовать.

Вопросы по обустройству систем охранного освещения

Требования к системам охранного освещения в ПП 2201 отсутствуют, а в требованиях, утвержденных ПП 969, ограничены лишь значениями уровней освещенности и неравномерности освещенности лица для видеоидентификации (п. 34) и видеообнаружения (п. 38).

Светильник освещения, установленный на металлическом мосту
Светильник освещения, установленный на металлическом мосту

Отсутствие нормативных значений открывает полет фантазии на следующие вопросы:

  • осветительные приборы должны создавать сплошную световую полосу постоянно или включаться по факту срабатывания охранной сигнализации?
  • в случае обнаружения тревожной ситуации должно включаться охранное освещение на всем искусственном сооружении или только на его части?

Вопросы по применению систем интеллектуального видеонаблюдения

Требования, утвержденные ПП 2201, предусматривают необходимость реализации функций:

  • видеоидентификации для ОТИ ДХ: I кат., II кат.;
  • видеообнаружения для ОТИ ДХ: I кат., III кат.;
  • видеораспознавания для ОТИ ДХ: II кат.;
  • видеомониторинга для ОТИ ДХ: I кат.

Определение перечисленных выше функций настолько обтекаемы и неоднозначны, что являются источником яростных споров между их толкователями. Подозреваю, что однозначное понимание данного вопроса на рынке транспортной безопасности отсутствует как класс.

Размещение видеокамер на объекте
Размещение видеокамер на объекте

Ниже приводим свое видение данного вопроса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Требований, утвержденных ПП 2201, ОТИ ДХ I категории обязаны оснащаться техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 ПП ОТИ ДХ II категории обязаны оснащаться техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

П 969 включает в себя требования к функциональным свойствам технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения. В соответствии с пунктом 32 требований, утвержденных ПП 969, к техническим системам и средствам интеллектуального видеонаблюдения относятся технические системы и средства идентификации физических лиц.

В соответствии с требованиями п.14 требований, утвержденных ПП 2201, СТИ в отношении ОТИ III категории обязаны оснастить техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

Понятию «видеообнаружение» соответствует сценарий "Стерильная зона" - сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается факт появления объекта (человека,транспортного средства, животного) в поле зрения камеры, пересечения им условно заданной запрещенной линии либо нахождения в запрещенной зоне.

В соответствии с требованиями п. 32 требований, утвержденных ПП 969, к техническим системам и средствам интеллектуального видеонаблюдения относятся:

а) технические системы и средства идентификации физических лиц;

б) технические системы и средства обнаружения тревожных ситуаций.

Подпунктом а) п. 37 требований, утвержденных ПП 969, определены требования к техническим системам и средствам обнаружения тревожных ситуаций для алгоритмов и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Стерильная зона".

С учетом изложенного выше, подсистемы видеонаблюдения, реализующие функции видеообнаружения и видеоидентификации относятся к интеллектуальным системам видеонаблюдения.

Вопросы по организации электроснабжения

Отсутствие требований к системам электроснабжения технических средств обеспечения транспортной безопасности ведет к маниакальному стремлению

  • обеспечить электроприемники транспортной безопасности II категорией надежности электроснабжения;
  • лишить оборудование транспортной безопасности заземления, а в случае его обустройства долго спорить о целесообразности организации заземления со значением не более 4 Ом.

Резюме

Приведенные примеры являются далеко не полными. Вне поле зрения остались вопросы, связанные с выделением и обустройством помещений для размещения сил обеспечения транспортной безопасности, обустройством линейно-кабельных сооружений и т.д., о которых часто забывают при строительстве искусственных сооружений.

Интересно узнать, доводилось ли в Вашей практике, уважаемый Читатель, сталкиваться с подобными вопросами и как удавалось их решить?
Поделитесь, пожалуйста, своим опытом в комментариях к публикации.