Найти в Дзене

Три богини судьбы: кто есть кто?

"Под руками второй всё быстрее, быстрее Пляшет веретено — Как-то странно смешно… Глаза у старухи сандала краснее". Генрих Гейне Смотрите, как необычно показал образ трёх богинь судьбы один из самых титулованных испанских художников Хосе Вильегас Кордеро (1844-1921): на его картине "Судьбы андалузцев" (1913) изображены три женщины, облаченные в яркие андалузские костюмы, но они не просто веселые дамы, а богини судьбы, и все втроём олицетворяют человеческую жизнь. Три женщины смотрят прямо на зрителя. Фигуры в красном и синем заговорщически наклоняются друг к другу, будто бы обсуждая то, что знают они, и чего мы с вами знать не можем. У дамы в синем одеянии во рту цветок гвоздики — один из любимых в Испании. Напомню, кто же такие три богини судьбы. Корни у них — античные. В древнеримской мифологии они называются парки, в древнегреческой — мойры. Но самое интересное, что у каждой есть имя и предназначение: Парка Нона (мойра Клото) тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни. Парка Децима

"Под руками второй всё быстрее, быстрее
Пляшет веретено — Как-то странно смешно…
Глаза у старухи сандала краснее".
Генрих Гейне
Судьбы андалузцев" (1913) Хосе Вильегас Кордеро
Судьбы андалузцев" (1913) Хосе Вильегас Кордеро

Смотрите, как необычно показал образ трёх богинь судьбы один из самых титулованных испанских художников Хосе Вильегас Кордеро (1844-1921): на его картине "Судьбы андалузцев" (1913) изображены три женщины, облаченные в яркие андалузские костюмы, но они не просто веселые дамы, а богини судьбы, и все втроём олицетворяют человеческую жизнь.

Три женщины смотрят прямо на зрителя. Фигуры в красном и синем заговорщически наклоняются друг к другу, будто бы обсуждая то, что знают они, и чего мы с вами знать не можем. У дамы в синем одеянии во рту цветок гвоздики — один из любимых в Испании.

 "Три парки" (ок. 1664) Бернардо Строцци
"Три парки" (ок. 1664) Бернардо Строцци

Напомню, кто же такие три богини судьбы. Корни у них — античные. В древнеримской мифологии они называются парки, в древнегреческой — мойры. Но самое интересное, что у каждой есть имя и предназначение: Парка Нона (мойра Клото) тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни. Парка Децима (мойра Лахесис) — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу. Парка Морта (мойра Атропос) — перерезает нить людской жизни. Разумеется, в художественной литературе самая старшая — Морта (Атропос) — самая популярная, олицетворение смерти.

 "Три богини судьбы" (1550) Франческо Сальвиати
"Три богини судьбы" (1550) Франческо Сальвиати

Богинь судьбы в искусстве и литературе описывали по-разному: то они похожи на трёх макбетовских старух-ведьм (как на картине Сальвиати), то на трёх прекрасных дев, то все они разного возраста.

 "Золотая нить" (1885) Джон Мелхиш Страдвик
"Золотая нить" (1885) Джон Мелхиш Страдвик