С 29 декабря 2024 по 29 января 2025 года на канале проходит марафон чтения произведений одного из любимых писателей-классиков Антона Павловича Чехова – ко дню его рождения.
С удовольствием предоставляю слово читательнице Елене, которая расскажет о повести А.П. Чехова «Драма на охоте»
Автор статьи: Елена Петрова
Какая самая яркая ассоциация с повестью Чехова "Драма на охоте" ?
Для очень многих, думаю, - танец героини Галины Беляевой и героя Олега Янковского в вихре вальса на музыку Евгения Доги в фильме "Мой ласковый и нежный зверь".
Я видела этот необыкновенно красивый по тем временам фильм ещё в нежной юности и помню как страдала, глядя на выпускной вальс под эту музыку моей лучшей школьной подруги с мальчиком, в которого была влюблена, но который, увы, был влюблён в подругу.
Поэтому книга и фильм прочно сцепились в сознании со словами "любовь" , "ревность", "страдания".
Не буду рассказывать сюжет, в основных моментах он передан в фильме. Остановлюсь на другом.
Мне захотелось перечитать эту книгу в рамках читательского марафона, потому что как-то наткнулась на лекцию одного известного писателя , в которой среди прочего он заявлял, что Камышев- совсем не очевидный преступник.
Читала в этот раз очень внимательно и, возможно, оттого открылось много моментов, на которые по молодости совсем не обратила внимание.
С первых страниц главный герой Камышев (в написанной им повести, которую он хотел бы опубликовать и основанной на реальных событиях преступления 8ми летней давности, он называет себя Зиновьевым) предстаёт весь сотканным из противоречий. Перед редактором издания, проницательным и наблюдательным человеком, успевшим наглядеться на множество авторов, - настоящим романтическим героем :
"Мало я смыслю в мужской красоте, но господин с кокардой своею наружностью произвел на меня впечатление. Его большое мускулистое лицо осталось навсегда в моей памяти. На этом лице вы увидите настоящий греческий нос с горбинкой, тонкие губы и хорошие голубые глаза, в которых светятся доброта и еще что-то, чему трудно подобрать подходящее название. Это «что-то» можно подметить в глазах маленьких животных, когда они тоскуют или когда им больно. Что-то умоляющее, детское, безропотно терпящее... У хитрых и очень умных людей не бывает таких глаз.От всего лица так и веет простотой, широкой, простецкой натурой, правдой... Если не ложь, что лицо есть зеркало души, то в первый день свидания с господином с кокардой я мог бы дать честное слово, что он не умеет лгать. Я мог бы даже держать пари."
"Глядя на его легкие движения, не верится, что он силен и тяжел. Спенсер мог бы назвать его образцом грации."
В повествовании же Камышева его натура проглядывает через диалоги и собственные характеристики, которые довольно далеки от произведенного впечатления.
Вот как на протяжении всего воспоминания сам Камышев пытается объяснить свои поступки :
"беспутная, необычная жизнь, полная эффектов и пьяного бешенства, не успела подорвать мой организм, но зато сделала меня известным всей губернии... "
"Гордость, глупая, фатовская, полная суетности. "
"Теперь, когда я могу глядеть беспристрастно на прошлое, я не объясняю свою жестокость состоянием души... Мне сдается, что, не давая ей ответа, я кокетничал, ломался. Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять еще трудней."
"Какой я трус! Я боялся и последствий, и настоящего, и прошлого."
"Страшная злоба бушевала в душе моей... Всё то немногое хорошее и честное, что осталось во мне после продолжительной жизненной порчи, всё то, что уцелело от тления, что я берег, лелеял, чем гордился, было оскорблено, оплевано, обрызгано грязью!"
"Бессильная злоба, оскорбленное чувство, ревность — всё должно было вылиться так или иначе.
"В минуты гнева я не умею себя сдерживать".
И при этом в наблюдениях Камышева много любования природой, рассуждений о честном, достойном труде. Он способен заметить красоту в мелочах бытия, отметить в окружающих хорошее, он внимателен к зависимым от барской воли людям, и беспощаден в описании собственных слабостей характера.
Но это всё как будто маска, или временное состояние, подобное глади озера в солнечную погоду.
Как озеро , которое живёт в повести своей яркой и символичной жизнью, сопровождая все драматичные повороты сюжета, так и Камышев преображается в одно мгновение, становясь циничным, насмешливым, злым, безжалостным и как-то по особенно садистки жестоким к тем, кто его особенно любит. И кому в светлые моменты отдаёт дань восхищения и любви он сам.
Орёт на преданного слугу Поликарпа , почти насмехается над страданиями доктора Вознесенского и его неразделённой любовью к дочери мирового судьи - Наденьке Калининой, мучает её саму до попытки самоубийства неопределенностью намерений.
И убивает, ревнуя и при этом не забывая морализаторствовать, Оленьку Скворцову .
Доктор Павел Иванович Вознесенский, говорит, призывая Камышева(Зиновьева), открыто поговорить с Наденькой о своих намерениях :
"Я уже высказал вам свое предположение относительно того, что вы психопат" .
И знаете, к концу повести, честно говоря, я пришла к такому же заключению.
И однозначному выводу, что убил именно Камышев.
Можно было бы предположить в качестве первого подозреваемого мужа Оленьки - управляющего Урбенина, которому Чехов даёт говорящую фамилию, меняя одну букву. Да и мотив есть. Ревность к графу, к которому ушла Оленька. Но случай с Кузьмой (слугой, об одежду которого убийца, пока тот спал пьяным сном, вытер руки) доказывает очевидно, что - нет. Урбенин вышел из леса, где произошло убийство как раз с окровавленными руками.
Версия с Кузьмой-убийцей также не выдерживает критики. Нет мотива, а если за него предположить корысть, так все украшения остаются на смертельно раненой Ольге, а самого Кузьму также убивает Камышев, потому что Кузьма вдруг вспоминает, кого видел сквозь сон.
В очередной раз задумалась как меняется отношение к героям с возрастом.
В молодости Урбенин вызывал брезгливость и смотрелся каким то противным стариком, а сейчас было жалко до слез.
И эта поразительная мимикрия Камышева почему то не бросалась в глаза, а сейчас к концу повести он вызвал чуть ли не ужас.
И Оленька уже кажется не совсем бездушной куклой, а очень умело очерненной.
Повесть - единственный детектив в творчестве Чехова, да и чуть не единственная книга, где эмоции у всех героев бьют через край, а экзальтация Наденьки и Оленьки в накале страстей напоминают женские образы Достоевского.
И даже проза и скука провинциальной жизни ещё не столь остра, а моментами упоительно поэтична в описании природы и церковной службы.
Все последующие книги будут построены на нюансах, тонах, полутонах, страданиях подавленных и длящихся без конца.
При этом меня лично не оставляло чувство, что может с какими то тёмными страстями в душе боролся и сам Чехов, яростно обличая устами Камышева мещанские замашки Оленьки или ядовито критикуя матримониальные планы папеньки Наденьки Калининой.
Да и в конце герой говорит :
"Как в тумане, вижу я места и образы людей. Беспристрастно относиться к ним нет у меня сил; люблю и ненавижу я их с прежней силой, и не проходит того дня, чтобы я, охваченный чувством негодования или ненависти, не хватал бы себя за голову. Граф для меня по-прежнему гадок, Ольга отвратительна, Калинин смешон своим тупым чванством. Зло считаю я злом, грех — грехом."
Не является ли это в какой то степени и позицией автора, только ещё полного сил и ярких чувств, с годами превратившимися в интонацию усталую?
Вот такие мысли не оставляли меня во время чтения этой повести.
А что думаете вы, друзья?
Елена, спасибо большое за такой яркий эмоциональный отзыв! А я тоже склоняюсь к тому, что убил Камышев, у меня других вариантов никогда и не было. А что это за писатель? Быков? И да, тоже считаю эту повесть самой близкой к прозе Достоевского по накалу страстей.
А я напоминаю тем, кто участвует в марафоне и уже написал свой отзыв, что карета скоро превратится в тыкву. Пожалуйста, ускорьтесь:
БиблиоЮлия есть ещё в виде премиум-подписки , а также и в ЖЖ, ОК, ВК и ТГ ❤