Найти в Дзене

Цирк – это так поэтично! Как Маяковский написал скетч для манежа, а Есенин чуть не сломал шею

Цирковое антре по произведению Маяковского, Есенин, скачущий на лошади по манежу – в начале двадцатого века жизнь подбрасывала публике немало поводов раскрыть рот от удивления. Поэтов Серебряного века, активно экспериментировавших с жанрами и формами, не мог не притягивать яркий, шумный, зрелищный и фантасмагоричный цирк. Иногда, правда, по совершенно неожиданным причинам. Александр Блок питал к цирку особую любовь – даже собирался писать патетические монологи для клоунов, но Гражданская война скорректировала планы. Цирк привлекал Блока возможностью реализовать большие идеи. Он считал, что это лучшая арена для художника-артиста, а клоуны – люди, которые сквозь шутки и смех могут потрясать человеческие сердца. Он был одним из постоянных зрителей цирка «Модерн» и цирка Чинизелли», посещал аттракционы «Народного дома» и с восторгом делился в своих дневниках впечатлениями о выступлениях Анатолия Дурова, а также итальянского клоуна Жакомино. В его произведениях часто встречается образ судьб
Оглавление

Цирковое антре по произведению Маяковского, Есенин, скачущий на лошади по манежу – в начале двадцатого века жизнь подбрасывала публике немало поводов раскрыть рот от удивления. Поэтов Серебряного века, активно экспериментировавших с жанрами и формами, не мог не притягивать яркий, шумный, зрелищный и фантасмагоричный цирк. Иногда, правда, по совершенно неожиданным причинам.

Геннадий Сорогин, «Маяковский, Есенин, Блок», фото отсюда: in.pinterest.com
Геннадий Сорогин, «Маяковский, Есенин, Блок», фото отсюда: in.pinterest.com

Ночь, улица, фонарь, аптека... Цирк!

Александр Блок питал к цирку особую любовь – даже собирался писать патетические монологи для клоунов, но Гражданская война скорректировала планы. Цирк привлекал Блока возможностью реализовать большие идеи. Он считал, что это лучшая арена для художника-артиста, а клоуны – люди, которые сквозь шутки и смех могут потрясать человеческие сердца. Он был одним из постоянных зрителей цирка «Модерн» и цирка Чинизелли», посещал аттракционы «Народного дома» и с восторгом делился в своих дневниках впечатлениями о выступлениях Анатолия Дурова, а также итальянского клоуна Жакомино. В его произведениях часто встречается образ судьбы, цирковой наездницы, от хлыста которой достается жалкому клоуну-поэту.

Цирк «Модерн» (Санкт-Петербург), куда любил заходить Александр Блок, фото отсюда: https://www.fiesta.ru, stihi.ru
Цирк «Модерн» (Санкт-Петербург), куда любил заходить Александр Блок, фото отсюда: https://www.fiesta.ru, stihi.ru

Мне осталась одна забава – на коня, на манеж, в цирк

Сергей Есенин дружил с Владимиром Дуровым, заходил в его живой уголок, и тот как-то раз с удивлением наблюдал, как дрессированная обезьянка, обычно не обращавшая внимание на посторонних, нежно обнимала поэта за шею и играла с волосами. В жизни Есенина случилась цирковая история, ставшая уже легендой.

После революции, когда началась Гражданская война, друг Есенина, поэт Анатолий Мариенгоф предложил ему организовать отсрочку от армии, устроившись работать в цирк. Дело в том, что руководителем Госцирка на тот момент была дама, муж которой обожал творчество Есенина. Так и поступили – поэтам нужно было выезжать на манеж на лошади и читать революционные стихи. Первые два раза все прошло гладко, а на третий друзья на радостях напились, и во время выступления Есенин свалился с лошади, весьма ощутимо ударившись головой. После этого в цирке он решил больше не выступать, сказав другу, что лучше погибнуть на фронте, чем на манеже.

Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, фото отсюда dobro.press
Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, фото отсюда dobro.press

Светлое будущее в цирке

Владимир Маяковский увлекался цирком страстно. В 1930 году он придумал жанр меломимы для своего героического произведения «Москва горит», посвященного двадцатипятилетнему юбилею революции 1905 года, и даже высказал мысль, что теперь все его драматургическое творчество должно быть посвящено цирку. Здесь можно было в полной мере и во впечатляющем масштабе воплотить агитирующие театральные действия.

Еще одна его пьеса, «Всемирный чемпионат классовой борьбы», написанная в 1920 году для клоуна Виталия Лазаренко и поставленная во Втором Московском госцирке, стала настоящей цирковой феерией в плакатном, гипертрофированном стиле. В одном из эпизодов действие разворачивалось на «пирамиде классов», внизу которой находился угнетенный рабочий класс, а наверху царский двор.

“Пирамида классов” Маяковского, 1930 год.⁠, фото отсюда pikabu.ru
“Пирамида классов” Маяковского, 1930 год.⁠, фото отсюда pikabu.ru