Не так давно вышел потрясающий сборник фантастических рассказов и повестей «Зулумбийское величество» Инги Киркиж. В книге вы увидите мир совсем с другой стороны! В бытовой жизни героев появляются мифические персонажи, все истории пропитаны тонким, местами острым юмором. Если вы ещё не знакомы с этим сборником, очень рекомендуем прочитать, а пока узнаем автора поближе!
– Инга, расскажи, как все началось? Когда ты начала писать?
– Не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас отстрелили генерального директора. Нефтяной холдинг, я ведущий специалист по логистике производственного-отгрузочного управления. Работа по 12 часов в день. Стресс, стресс, стресс. И тут – бабах! – и штиль, тишина. Холдинг налетел на мель, а все трудовые единицы сидели в этой затонувшей лодке и ждали, что всё наладится. Работы не было, денег тоже, была только смутная надежда и желание пережить трудные времена. Половина офиса впала в депрессуху, половина подсела на компьютерные игры, а я, чтобы не рехнуться, начала писать, чтобы чем-то заполнить эти никому не нужные 8 часов рабочего времени. Писала и выкладывала в интернете. А потом мне написал Александр Николаевич Житинский и предложил опубликовать рассказ в журнале «Полдень ХI век». Вот тогда все и началось.
Или нет. Возможно, началось всё ещё раньше, когда мне было лет 10. Я что-то писала и показывала друзьям. Пока одна девочка не показала это всё своей маме. А мама сказала: "Ну и фигня, все так пишут в этом возрасте!" Я лично этого не слышала, но девочка мне это добросовестно передала. И я бросила писать лет на 20. Наступила на горло собственной песне, решила, что самое страшное – это быть посредственностью. Теперь я понимаю, что потеряла 20 лет развития. Совет всем, вы его не просили, но я все-таки дам: выбрасывайте из френдов таких девочек раз и навсегда. Хвалите своих детей за творчество. Даже если вы его не понимаете. Кто знает, что из этого всего вырастет?
– Почему ты пишешь фантастику? Чем этот жанр тебя привлекает?
– С детства люблю сказки. И мне в принципе мила сама идея, что в повседневной жизни может быть чудо. В основном, моя фантастика – это реальность, в которую вторгается один фантастический элемент. Жила-была деревенская старуха и однажды нашла в своем огороде василиска. Жил-был ученый, которые ленился выбрасывать мусор, и изобрел бактерию, пожирающую пластик. Наша узнаваемая сегодняшняя и немного вчерашняя жизнь (ведь все писалось в нулевые годы) плюс одно чудо, всего одно. Но оно переворачивает жизнь героев с ног на голову и заставляет их искать себя, стать собой. На самом деле это не так-то просто. Нужно отбросить множество шелухи, которая нарастает на нас в течение жизни, докопаться до самой кочерыжки – до собственной души – и там найти сокровище. Себя самого. Примерно об этом все мои рассказы.
– Почему из всех рассказов именно «Зулумбийское величество» стало названием сборника?
– Мы долго выбирали название для сборника. Не так долго, как для второго, который ещё только в планах, но тоже помучались. Нужно было выбрать название одного рассказа и вынести его на обложку. Я представила себе обложку, на которой без точки и запятой будет написано: «Инга Киркиж страшилка-бродилка». Ну такое… Уж лучше: «Инга Киркиж Зулумбийское величество». Так и решили. Но если вы перевернёте книгу и посмотрите на заднюю обложку, вы увидите, кто там на самом деле величество, а кто для него пьедестал.
– Тебе нравится обложка? Соответствует ли она содержанию?
– Обложка очень классная! Это картина художника Валентина Губарева. К слову, Губарев не рисовал обложку специально для нашей книги, он разрешил нам взять любую его картину из тех, что уже были написаны. И вот тут мы намучались с выбором! Картин много, все классные, как взять одну из сотни? Как вообще выбирать? Проблема выбора, кстати, стала основой для рассказа «Буриданова царица», и я сейчас получаю большое количество обратной связи от людей, которые тоже не любят и не умеют делать выбор. Но, по крайней мере, мы не долго мучились с выбором художника. Валентин Губарев живет в Беларуси, откуда и я родом. Мы с художником земляки, может, поэтому так хорошо совпали, и его картина прекрасно подошла к моим рассказам. Картина в стиле наив, как и мои рассказы. С огромным количеством деталей. Можно взять лупу, попутешествовать по обложке и найти много нового, незаметного с первого взгляда. Это целый мир, который вырос на спине морского чудища. Я тоже чувствую себя таким чудищем. У меня в голове вырос целый мир, и я, обалдев от этого всего, плыву по жизни. А еще мне очень нравится, что на обложке есть матовый фон и глянцевая часть. И сочетание оранжевого и черного – просто огонь! А ещё уголок, на котором написано: «Серия для взрослых: комедия Х (умноженная на) мистика Х (умноженная на) фантастика», и это название серии очень подходит для меня, для этой и следующих книг.
– Где ты находишь своих героев, где берешь вдохновение, как тебе в голову приходит эта дичь?
– Исключительно из жизни. Для тех, кто любит переключать каналы, это не проблема. Я кем только не работала, где только не жила, каких только людей не видела. Я думала, у всех так. Но однажды я рассказывала подруге что-то из своих на тот момент последних новостей, а она говорит: «Как это у тебя получается? Почему ты влипаешь в эти приключения? В моей жизни все приключения сводятся выбору на завтрак кашу или омлет, и все». Выходит, я как магнит, притягиваю и чудиков, и чудаковатые ситуации. И слава богу. Это мой жизненный бонус. В сценарном искусстве есть такое понятие «конкурентное преимущество персонажа». Некая суперсила, которой наделен герой. Кто-то ловко врет, кто-то умен, а я встречаю интересных людей и, благодаря им, влипаю в удивительные приключения.
– Расскажи про портрет на обложке. Почему кот? Роль котов в твоей жизни?
– Коты всегда были рядом. Всю мою жизнь. Первая игрушка, которую я выбрала в магазине, был черный кот. Помню, как мама спросила: «Может все-таки возьмем куклу?» Я не согласилась, и у меня был этот зеленоглазый пластмассовый кот. А дальше черные коты как-то сами собой стали моими спутниками жизни. Моя белорусская прабабушка говорила: «Главное для каждого хозяина – найти свою масть и заводить только таких животных». Ее любой мастью был рыжий, у нее были рыжие куры, кошки, собаки и даже козы. А у меня масть черная, причем, я ее не выбирала. Все мои черные коты находились сами и проживал со мной всю свою жизнь. Сейчас у меня черный кот №4, эмигрант со Шри-Ланки. Его, еще слепого котенка, выкрал у мамы-кошки варан и понес чтобы сожрать, а мы спасли и выходили. Все ланкийцы мечтают увидеть снег, и наш кот осуществил эту мечту, приехал с нами в Россию.
– Насколько твои рассказы актуальны сегодня? О чем конкретно ты пишешь?
– Мне кажется, они о вечном. О вечных проблемах и их решении. О поиске себя. О поиске с своей половинки. О поиске своего места в жизни. О любви и смерти – что может быть актуальнее, чем любовь и смерть? Мои герои не пользуются гаджетами, так как я писала эту книгу до того, как весь мир подсел на мобильные телефоны, и в этом единственное отличие моих героев от сегодняшних людей.
– Кто в этой книге твой самый любимый герой?
– Сложно выбрать. Когда пишешь, любишь каждого. Когда написал, любимым становится следующий. Но какие-то персонажи западают в душу глубже остальных. Так вышло с героиней повести «Вася-василиск» Анной Матвеевной. Я обожаю её. Она списана с моей бабушки, у неё такое же прямолинейное и честное отношение к жизни. Она также, как и моя бабушка, недолюбливает людей, но только потому, что не нашла среди них по-настоящему близких. Но есть и различия между Анной Матвеевной и моим «бабончиком». Бабушка всегда держала огромное количество домашних животных от цыплят до поросят, я выросла в этом зверинце и до сих пор скучаю по запаху коз, по поросячьему визгу. А у моей героини, Анны Матвеевны, скотина не приживается, дохнет, как девушка ни старается. И поэтому, когда в ее подполе рождается цыпленок-неурода, она относится к нему, как к ребенку. Что из этого вышло дальше читайте в книге, спойлерить не стану!
Книга доступна в книжных магазинах Санкт-Петербурга, Москвы, Звенигорода, на маркетплейсах Озон и Яндекс Маркет, скоро появится на ЛитРес
Статью подготовила Иустина Большакова, 2025г