Найти в Дзене
КНИЖНАЯ ГОЛОВА

Инга Киркиж Зулумбийское величество

Не так давно вышел потрясающий сборник фантастических рассказов и повестей «Зулумбийское величество» Инги Киркиж. В книге вы увидите мир совсем с другой стороны! В бытовой жизни героев появляются мифические персонажи, все истории пропитаны тонким, местами острым юмором. Если вы ещё не знакомы с этим сборником, очень рекомендуем прочитать, а пока узнаем автора поближе! – Инга, расскажи, как все началось? Когда ты начала писать? – Не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас отстрелили генерального директора. Нефтяной холдинг, я ведущий специалист по логистике производственного-отгрузочного управления. Работа по 12 часов в день. Стресс, стресс, стресс. И тут – бабах! – и штиль, тишина. Холдинг налетел на мель, а все трудовые единицы сидели в этой затонувшей лодке и ждали, что всё наладится. Работы не было, денег тоже, была только смутная надежда и желание пережить трудные времена. Половина офиса впала в депрессуху, половина подсела на компьютерные игры, а я, чтобы не рехнуться, начала

Не так давно вышел потрясающий сборник фантастических рассказов и повестей «Зулумбийское величество» Инги Киркиж. В книге вы увидите мир совсем с другой стороны! В бытовой жизни героев появляются мифические персонажи, все истории пропитаны тонким, местами острым юмором. Если вы ещё не знакомы с этим сборником, очень рекомендуем прочитать, а пока узнаем автора поближе!

– Инга, расскажи, как все началось? Когда ты начала писать?

– Не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас отстрелили генерального директора. Нефтяной холдинг, я ведущий специалист по логистике производственного-отгрузочного управления. Работа по 12 часов в день. Стресс, стресс, стресс. И тут – бабах! – и штиль, тишина. Холдинг налетел на мель, а все трудовые единицы сидели в этой затонувшей лодке и ждали, что всё наладится. Работы не было, денег тоже, была только смутная надежда и желание пережить трудные времена. Половина офиса впала в депрессуху, половина подсела на компьютерные игры, а я, чтобы не рехнуться, начала писать, чтобы чем-то заполнить эти никому не нужные 8 часов рабочего времени. Писала и выкладывала в интернете. А потом мне написал Александр Николаевич Житинский и предложил опубликовать рассказ в журнале «Полдень ХI век». Вот тогда все и началось.

Или нет. Возможно, началось всё ещё раньше, когда мне было лет 10. Я что-то писала и показывала друзьям. Пока одна девочка не показала это всё своей маме. А мама сказала: "Ну и фигня, все так пишут в этом возрасте!" Я лично этого не слышала, но девочка мне это добросовестно передала. И я бросила писать лет на 20. Наступила на горло собственной песне, решила, что самое страшное – это быть посредственностью. Теперь я понимаю, что потеряла 20 лет развития. Совет всем, вы его не просили, но я все-таки дам: выбрасывайте из френдов таких девочек раз и навсегда. Хвалите своих детей за творчество. Даже если вы его не понимаете. Кто знает, что из этого всего вырастет?

Инга Киркиж на презентации своей книги "Зулумбийское величество"
Инга Киркиж на презентации своей книги "Зулумбийское величество"

– Почему ты пишешь фантастику? Чем этот жанр тебя привлекает?

– С детства люблю сказки. И мне в принципе мила сама идея, что в повседневной жизни может быть чудо. В основном, моя фантастика – это реальность, в которую вторгается один фантастический элемент. Жила-была деревенская старуха и однажды нашла в своем огороде василиска. Жил-был ученый, которые ленился выбрасывать мусор, и изобрел бактерию, пожирающую пластик. Наша узнаваемая сегодняшняя и немного вчерашняя жизнь (ведь все писалось в нулевые годы) плюс одно чудо, всего одно. Но оно переворачивает жизнь героев с ног на голову и заставляет их искать себя, стать собой. На самом деле это не так-то просто. Нужно отбросить множество шелухи, которая нарастает на нас в течение жизни, докопаться до самой кочерыжки – до собственной души – и там найти сокровище. Себя самого. Примерно об этом все мои рассказы.

– Почему из всех рассказов именно «Зулумбийское величество» стало названием сборника?

– Мы долго выбирали название для сборника. Не так долго, как для второго, который ещё только в планах, но тоже помучались. Нужно было выбрать название одного рассказа и вынести его на обложку. Я представила себе обложку, на которой без точки и запятой будет написано: «Инга Киркиж страшилка-бродилка». Ну такое… Уж лучше: «Инга Киркиж Зулумбийское величество». Так и решили. Но если вы перевернёте книгу и посмотрите на заднюю обложку, вы увидите, кто там на самом деле величество, а кто для него пьедестал.

Картина художника Валентина Губарева стала обложкой книги "Зулумбийское величество"
Картина художника Валентина Губарева стала обложкой книги "Зулумбийское величество"

– Тебе нравится обложка? Соответствует ли она содержанию?

– Обложка очень классная! Это картина художника Валентина Губарева. К слову, Губарев не рисовал обложку специально для нашей книги, он разрешил нам взять любую его картину из тех, что уже были написаны. И вот тут мы намучались с выбором! Картин много, все классные, как взять одну из сотни? Как вообще выбирать? Проблема выбора, кстати, стала основой для рассказа «Буриданова царица», и я сейчас получаю большое количество обратной связи от людей, которые тоже не любят и не умеют делать выбор. Но, по крайней мере, мы не долго мучились с выбором художника. Валентин Губарев живет в Беларуси, откуда и я родом. Мы с художником земляки, может, поэтому так хорошо совпали, и его картина прекрасно подошла к моим рассказам. Картина в стиле наив, как и мои рассказы. С огромным количеством деталей. Можно взять лупу, попутешествовать по обложке и найти много нового, незаметного с первого взгляда. Это целый мир, который вырос на спине морского чудища. Я тоже чувствую себя таким чудищем. У меня в голове вырос целый мир, и я, обалдев от этого всего, плыву по жизни. А еще мне очень нравится, что на обложке есть матовый фон и глянцевая часть. И сочетание оранжевого и черного – просто огонь! А ещё уголок, на котором написано: «Серия для взрослых: комедия Х (умноженная на) мистика Х (умноженная на) фантастика», и это название серии очень подходит для меня, для этой и следующих книг.

– Где ты находишь своих героев, где берешь вдохновение, как тебе в голову приходит эта дичь?

– Исключительно из жизни. Для тех, кто любит переключать каналы, это не проблема. Я кем только не работала, где только не жила, каких только людей не видела. Я думала, у всех так. Но однажды я рассказывала подруге что-то из своих на тот момент последних новостей, а она говорит: «Как это у тебя получается? Почему ты влипаешь в эти приключения? В моей жизни все приключения сводятся выбору на завтрак кашу или омлет, и все». Выходит, я как магнит, притягиваю и чудиков, и чудаковатые ситуации. И слава богу. Это мой жизненный бонус. В сценарном искусстве есть такое понятие «конкурентное преимущество персонажа». Некая суперсила, которой наделен герой. Кто-то ловко врет, кто-то умен, а я встречаю интересных людей и, благодаря им, влипаю в удивительные приключения.

Писатель Инга Киркиж, по словам Бориса Стругацкого - "надежда российской фантастики"
Писатель Инга Киркиж, по словам Бориса Стругацкого - "надежда российской фантастики"

– Расскажи про портрет на обложке. Почему кот? Роль котов в твоей жизни?

– Коты всегда были рядом. Всю мою жизнь. Первая игрушка, которую я выбрала в магазине, был черный кот. Помню, как мама спросила: «Может все-таки возьмем куклу?» Я не согласилась, и у меня был этот зеленоглазый пластмассовый кот. А дальше черные коты как-то сами собой стали моими спутниками жизни. Моя белорусская прабабушка говорила: «Главное для каждого хозяина – найти свою масть и заводить только таких животных». Ее любой мастью был рыжий, у нее были рыжие куры, кошки, собаки и даже козы. А у меня масть черная, причем, я ее не выбирала. Все мои черные коты находились сами и проживал со мной всю свою жизнь. Сейчас у меня черный кот №4, эмигрант со Шри-Ланки. Его, еще слепого котенка, выкрал у мамы-кошки варан и понес чтобы сожрать, а мы спасли и выходили. Все ланкийцы мечтают увидеть снег, и наш кот осуществил эту мечту, приехал с нами в Россию.

– Насколько твои рассказы актуальны сегодня? О чем конкретно ты пишешь?

– Мне кажется, они о вечном. О вечных проблемах и их решении. О поиске себя. О поиске с своей половинки. О поиске своего места в жизни. О любви и смерти – что может быть актуальнее, чем любовь и смерть? Мои герои не пользуются гаджетами, так как я писала эту книгу до того, как весь мир подсел на мобильные телефоны, и в этом единственное отличие моих героев от сегодняшних людей.

– Кто в этой книге твой самый любимый герой?

– Сложно выбрать. Когда пишешь, любишь каждого. Когда написал, любимым становится следующий. Но какие-то персонажи западают в душу глубже остальных. Так вышло с героиней повести «Вася-василиск» Анной Матвеевной. Я обожаю её. Она списана с моей бабушки, у неё такое же прямолинейное и честное отношение к жизни. Она также, как и моя бабушка, недолюбливает людей, но только потому, что не нашла среди них по-настоящему близких. Но есть и различия между Анной Матвеевной и моим «бабончиком». Бабушка всегда держала огромное количество домашних животных от цыплят до поросят, я выросла в этом зверинце и до сих пор скучаю по запаху коз, по поросячьему визгу. А у моей героини, Анны Матвеевны, скотина не приживается, дохнет, как девушка ни старается. И поэтому, когда в ее подполе рождается цыпленок-неурода, она относится к нему, как к ребенку. Что из этого вышло дальше читайте в книге, спойлерить не стану!

Книга доступна в книжных магазинах Санкт-Петербурга, Москвы, Звенигорода, на маркетплейсах Озон и Яндекс Маркет, скоро появится на ЛитРес

И. Киркиж на презентации "Зулумбийского величества" в Книжной лавке писателей на Невском
И. Киркиж на презентации "Зулумбийского величества" в Книжной лавке писателей на Невском

Статью подготовила Иустина Большакова, 2025г