Найти в Дзене
Азбука

В ритме джаза: как писала Франсуаза Саган

Этой зимой в серии «Азбука — бестселлер» выходят сразу два сборника-переиздания Франсуазы Саган — «Любите ли вы Брамса? От всей души» и «Немного солнца в холодной воде. Приблуда», а весной — «Смутная улыбка. Сигнал капитуляции». Звезда французской литературы, богемная экзистенциалистка, ставшая международной сенсацией всего в 18 лет… Кем была и как подходила к писательству Франсуаза Саган — читайте в нашей статье. Франсуаза Саган, урожденная Куаре, родилась в семье зажиточных буржуа и с детства была непоседливым ребенком. Ее несколько раз исключали из школы, то за «недостаточную духовность», то за повешение бюста Мольера. Тем судьбоносным летом в Сорбонне, когда родилась «Здравствуй, грусть», юная Франсуаза должна была интенсивно готовиться к пересдаче с треском проваленного годового экзамена — вместо этого, она ходила по кафе с синей тетрадью и писала свой первый роман. После публикации на нее в одночасье обрушилась слава. Книгу о юной гедонистке-интриганке называли гениальной и амор
Оглавление

Этой зимой в серии «Азбука — бестселлер» выходят сразу два сборника-переиздания Франсуазы Саган«Любите ли вы Брамса? От всей души» и «Немного солнца в холодной воде. Приблуда», а весной — «Смутная улыбка. Сигнал капитуляции». Звезда французской литературы, богемная экзистенциалистка, ставшая международной сенсацией всего в 18 лет… Кем была и как подходила к писательству Франсуаза Саган — читайте в нашей статье.

Се ля ви

Франсуаза Саган, урожденная Куаре, родилась в семье зажиточных буржуа и с детства была непоседливым ребенком. Ее несколько раз исключали из школы, то за «недостаточную духовность», то за повешение бюста Мольера.

Тем судьбоносным летом в Сорбонне, когда родилась «Здравствуй, грусть», юная Франсуаза должна была интенсивно готовиться к пересдаче с треском проваленного годового экзамена — вместо этого, она ходила по кафе с синей тетрадью и писала свой первый роман. После публикации на нее в одночасье обрушилась слава. Книгу о юной гедонистке-интриганке называли гениальной и аморальной, саму Франсуазу — открытием и «очаровательным монстром». Кто-то даже сомневался, что автором такого уверенного дебюта действительно могла быть юная девочка, которой не стукнуло еще и 20.

-2

Однако Саган, взявшая псевдоним из романа Пруста, не собиралась оставаться в рядах вундеркиндов-однодневок. В последующие годы она жила так же свободно и беспечно, как ее героини: сорила деньгами, гоняла на роскошных автомобилях, выходила замуж и разводилась, крутила романы, меняла одну зависимость на другую… и, вместе с тем, неустанно писала, с каждой новой работой демонстрируя удивительную писательскую зрелость, талант и мастерство, не меркнущие со временем. Ее основными темами оставались любовь и одиночество, а портреты персонажей неизменно отличались необыкновенной психологической точностью.

За всю жизнь Франсуаза Саган написала 20 романов, три сборника рассказов, 9 пьес, две автобиографии, несколько собраний эссе, а также собственный некролог.

Как же она подходила к творчеству? Об этом пусть лучше расскажет она сама.

О том, как начать

«У меня было сильное желание и немного свободного времени»

Франсуаза с раннего детства обожала читать — условие, при котором, по ее собственным словам, невозможно не грезить писательской карьерой. Роман «Здравствуй, грусть» стал для нее своеобразным вызовом. Она сомневалась, что сможет его закончить, что ей хватит на это силы воли. Но она «никогда не хотела ничего больше в своей жизни», а значит — должна была попытаться.

О процессе

«Мне нужно начать писать, чтобы у меня появились идеи»

Кто-то из писателей продумывает мир, персонажей и сюжетные перипетии еще до того, как сесть за роман. Саган же предпочитала более свободный стиль работы. Для нее в порядке вещей было взяться за книгу, имея в голове лишь образ центрального персонажа и, возможно, несколько сцен откуда-то из середины. В остальном она позволяла течению сюжета нести ее туда, куда ему заблагорассудится. Главным в ее книгах был ритм — не только повествования, но динамики между персонажами, — который она для себя сравнивала с ритмом джаза.

-3

Несмотря на определенную вольность подхода, Саган строго относилась к самодисциплине. Задавшись целью писать по 2-3 часа в день, она неуклонно следовала этому графику. Таким образом ей удавалось закончить роман в среднем за пару месяцев.

О реалистичности в литературе

«Искусство должно заставать реальность врасплох»

При жизни Саган и после ее смерти журналисты часто спекулировали о том, что она писала героев с себя и своего окружения. Однако даже на заре карьеры она прямо это опровергала. Да, она предпочитала рассказывать истории о людях определенного сословия, потому что не считала себя достаточно осведомленной, чтобы браться за иные. Но писать романы с реальности для нее было бы попросту скучно.

-4

По ее убеждению, литература, как и любое искусство, не может быть реалистичной по определению, ведь искусство подчиняется форме, а жизнь — аморфна. Все, на что может рассчитывать писатель, — это чувственная правда.

О морали

«Единственная мораль для писателя — это мораль его эстетики»

Как автор настолько скандального дебютного романа, Франсуаза Саган не могла избежать в интервью вопросов о морали, как то: думает ли она о судьбе своих персонажей после того, как завершает работу над книгой? Осуждает ли их? Ответ Саган, нам кажется, легко было предугадать. Придумывая персонажей, она старалась придать им правдоподобность. Но никогда не выносила на их счет морального суждения — ведь это такая скука!

А вы читали романы Франсуазы Саган? Какие любите больше всего? Поделитесь в комментариях!

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал: так вы сможете узнать еще больше интересного о наших новинках, мировой литературе, культуре и многом другом.