Конец 40х годов ознаменовал начало ядерной гонки вооружений между двумя сверхдержавами – США и СССР. При этом советская страна оказалась в явно худшем положении во всех аспектах. Разрушенная войной держава была вынуждена догонять заокеанского оппонента и придумывать самые разные варианты доставки ядерного заряда на территорию США, в то время как сами штаты могли легко размещать неограниченное число ядерных зарядов недалеко от границ СССР в пределах стран-участниц блока НАТО. Посмотри, какие решения предлагались для решения данной проблемы.
Проблема доставки атомного заряда
Представим, что гигантская волна высотой более чем в 300 м пришла со стороны Атлантики и обрушилась на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис и другие города.
Другая волна накрыла западное побережье в районе Чарлстона. Еще две волны обрушились на западное побережье в районе Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. А еще одной волны хватило, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низкорасположенные Хьюстон, Новый Орлеан и другие города. Все Америка парализована полностью, гигантские человеческие жертвы. Все эти гигантские цунами должны были быть вызваны не подводным землетрясением, а серией глубоководных термоядерных взрывов мощностью по 100 мегатонн каждый, так это видели в 50е годы.
Кстати, таким образом смыть Америку с лица земли в 1952 г. возможно предложил Лаврентию Павловичу Берии тридцатилетний доктор наук Андрей Дмитриевич Сахаров. Тот самый академик-гуманист, сосланный в Горький. И звание академика в 1953 г. он мог получить не в последнюю очередь за этот проект. В своих мемуарах он не говорит про это прямо, но информация о такой суперторпеде была в первую очередь озвучена им.
В августе 1949 г. была испытана первая советская атомная бомба РДС-1. Через несколько месяцев изготовили несколько десятков бомб, получивших у разработчиков название «Татьяна», так как индекс изделия начинался с букв «Т». Доставить «Татьяну» на территорию США мог на тот момент только туполевский бомбардировщик Ту-4 —аналог устаревшей американской «летающей крепости» Б-29.
Первый реальный сброс атомной бомбы РДС-3 с самолета Ту-4 состоялся 18 октября 1951г. на Семипалатинском полигоне. Мощность взрыва составила 41,2 килотонны. Но к 1952 г. оснащенный винтовыми двигателями бомбардировщик Ту-4 был легкой добычей американских реактивных истребителей типа F-86. А главное, долететь до территории США Ту-4 мог, лишь совершив промежуточную посадку на ледовом аэродроме на одном из северных островов, а то и на льдине у Северного полюса. При этом обратного билета у экипажа бомбардировщика не было. Если хватит топлива, то они должны были долететь до границы с Мексикой и выброситься с парашютом. Согласитесь, так себе вариант доставки ЯО до территории противника.
Правда, конструкторы Туполев и Мясищев работали над созданием реактивных скоростных бомбардировщиков Ту-16 и 3М, но и они могли добраться до цели также, что и Ту-4. Сверхдальний же стратегический бомбардировщик Ту-95 тогда еще не был даже в мечтах.
А между тем холодная война была в самом разгаре. Американские газеты регулярно публиковали планы уничтожения ядерными бомбами десятков, а затем и сотен советских городов. Война могла начаться в любую минуту. Сотни американских стратегических бомбардировщиков Б-36, Б-50 и Б-29 были дислоцированы на авиабазах в странах Западной Европы, в Турции, Пакистане и Японии.
Операция «Цунами»
И вот предположительно (все же раз нет прямых доказательств, не будем приписывать это «железобетонно» ему) Андрей Дмитриевич предложил вооружить первые советские атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 627 огромным торпедным аппаратом калибра 1550 мм и двумя торпедными аппаратами нормального калибра 533 мм. Лодка могла нести всего одну 1550-мм суперторпеду Т-15 и две торпеды для самообороны. Зато суперторпеда должна была нести термоядерную боевую часть мощностью до 100 мегатонн. Боевая часть торпеды весила 4 т и имела длину до 8 м. Соответственно, вся торпеда весила 40 т с длиной 24 м, то есть занимала 22 % длины всей лодки. Мощные аккумуляторные батареи обеспечивали торпеде скорость хода до 29 узлов и дальность до 40 км. При этом электрический двигатель торпеды, в отличие от обычного парогазового, обеспечивал ее существенно меньшую шумность.
Забегая вперед, скажу, что сведения об этой секретнейшей разработке разгласил на заре «перестройки» сам Сахаров. Однако академик малость слукавил, говоря о тактике применения суперторпеды. По его версии, подводная лодка должна была подойти на 40 км к базе ВМФ противника и выпустить по ней торпеду, которая должна была войти во внутреннюю бухту базы и взорваться. Однако позже советские адмиралы, ознакомившись с проектом, заявили, что подводная лодка заведомо будет уничтожена на подходе к американской базе; в результате работы по проекту были прекращены. Действительно, противолодочная оборона ВМФ США середины — конца 1950-х гг. вряд ли бы пропустила вражескую подводную лодку в 50-км зону вокруг своей базы.
Проект действительно был авантюрен. Ведь входы в большинство американских военно-морских баз за много километров закрывали извилистые берега заливов, острова, мели. Да и вообще, вход в базу даже в мирное время прикрывают боновые заграждения. Так что и без системы ПЛО противника шансов попасть в причал ВМБ у суперторпеды не было.
Возможен и другой вариант применения. Подводная лодка должна была скрытно выпустить торпеду на расстоянии от берега гораздо большем, чем 40 км. Суперторпеда должна была израсходовать всю энергию аккумуляторных батарей и лечь на грунт. Далее в военное время включался часовой взрыватель, срабатывавший лишь тогда, когда лодка могла гарантированно уйти на безопасное расстояние. А в предвоенный период взрыватель торпеды мог долго (дни, недели) находиться в режиме ожидания радио- или гидроакустического сигнала, по которому производился подрыв заряда.
Таким образом, суперторпеда, дойдя до заранее намеченной точки, становилась донной миной, ждущей своего часа. Благодаря этой системе несколько АПЛ проекта 627 могли в предвоенный период скрытно разместить термоядерные заряды в нейтральных водах близ важнейших объектов противника.
Рождение подводных ракетоносцев
14 июля 1952 г. президент США Гарри Трумэн принял участие в грандиозном шоу — торжественной закладке первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус». Внешне «Наутилус» повторял обводы обычных дизельных аккумуляторных американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Вооружение его состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов.
Через 7 недель после закладки «Наутилуса», 9 сентября 1952 г., Сталин подписал Постановление Совмина СССР о начале работ над «объектом 627».
Любопытный момент: работы над этим объектом велись втайне от... командования нашего ВМФ. Дело в том, что Сталин после войны был невысокого мнения об «аналитическом мышлении» наших военачальников, а также об их болтливости. Но, в отличие от 1937—1938 гг., вождь решил их не сажать, а попросту перекрыл им доступ к разработкам новейших видов вооружения. Так, большинство наших военных узнали о создании атомной и водородной бомб, баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5, крылатой ракеты «Комета» лишь спустя несколько лет после начала работ над ними.
В июне 1954 г. к постройке первой АПЛ приступили на заводе № 402 в городе Молотовске (с 1957 г. — Северодвинск).
Строительство корабля по условию режима секретности велось на специально созданной автономной верфи, которая занимала помещение цеха, строившегося перед войной для сборки башенных установок линкоров проекта 23. Одновременно в городе Обнинске создавался наземный прототип корабельной ядерной и энергетической установки. В том самом Обнинске, где открыли первую АЭС в июне 1954 года.
В 1953—1954 гг. был спроектирован и даже изготовлен торпедный аппарат калибра 1550 мм. Позже он долго валялся на площадке цеха № 42 в Молотовске. В июле 1954 г. на ознакомление с проектом торпеды Т-15 впервые были допущены военные моряки — группа специалистов под руководством контр-адмирала А.Е. Орла.
Со стороны ВМФ было выдвинуто множество аргументов против торпеды Т-15. Им удалось убедить Н.С. Хрущева отказаться от продолжения работ по столь фантастической системе. Основных аргументов было два — мнение гидрографов и альтернативные варианты вооружения АПЛ проекта 627.
Гидрографы и океанологи дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. Побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось (возможно,что зря).
Альтернативных проектов вооружения лодки было два. Согласно первому, АПЛ проекта 627 должна была быть перевооружена восемью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм, но для нее должна быть создана парогазовая торпеда Т-5 с ядерной боевой частью. Причем позже торпедами Т-5 могли быть оснащены и подводные лодки всех других проектов.
На базе проекта 627 началось проектирование АПЛ проекта 627A. Лодка должна была оснащаться одной мощной крылатой ракетой П-20, которая проектировалась в ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина. П-20 летела в 3 раза быстрее звука и могла доставить спецчасть «изделие 46» на дальность 3 тыс. км. Как шли работы над П-20 и почему она не была принята на вооружение — тема отдельного разговора. Но главное здесь то, что в дальнейшем исследования в данной области пошли не в сторону разработки ядерных торпед, а конструирования ракет с ядерным зарядом, которые могли бы нести на борту АПЛ.
Что же касается атомной торпеды Т-15, то ее боевая часть впервые была все же испытана 21 сентября 1955 г. на Новой Земле. 10 октября 1957 г. на том же полигоне подводная лодка С-144 с дистанции 10 км выпустила торпеду Т-15 по группе кораблей-мишеней. Лодка сразу же для перестраховки ушла за каменный мыс. Взрыв произошел на глубине 35 м, отклонение от точки прицеливания составило 130 м. Тем не менее ядерным взрывом было потоплено 6 кораблей-мишеней: 2 эсминца, 2 тральщика и 2 подводные лодки. А в 21м веке такие наработки ядерной суперторпеды внезапно получили вторую жизнь и трансформировались в проект подводного беспилотника, несущего ядерный заряд, под названием «Посейдон»