Первая цифра в современной кодировке тойотовских моторов показывает порядковый номер модификации, т.е. первый (базовый) мотор имеет маркировку 1G, а 2G - это первая по счету модификация этого мотора, следующая модификация носила бы название 3G (под "модификацией" понимается выпуск мотора другого объёма на базе уже существующего мотора). Естественно, все дальневосточники знают что существовал только мотор 1G в разных эпостасях:
- одновальный 1G-E
- двухвальный с узкой гбц 1G-FE
- двухвальный с широкой гбц 1G-GE
- с механическим нагнетателем 1G-GZE
- с турбиной 1G-GTE
Но все умники скажут, что этот мотор был только 2 литра. Марк 2 с 2.5л - это 1JZ, кто-то вспомнит про 5M, а про дизели уже забыли все, откатали они своё.
Но есть в истории Тойоты один интересный период, когда мотора 2.4-2.5л для Mark2/Chaser/Cresta и Crown, Soarer и Supra просто не существовало. Моторы серии M выросли до 3л и обвесились турбинами, в качестве двухлитрового использовался 1G, а вместо 2.5л сама тойота предлагала 2л мотор с механическим нагнетателем, который, по сути, являлся имитацией большего объёма.
Назывался такой мотор 1G-GZE, он обладал моментом 226нМ при 3600 оборотах, когда такой же без нагнетателя выдавал максимум 182нМ на 5600 оборотах. Мощность поднялась незначительно - на 8л.с. Ясно, что по сути он обладал характеристиками 2.5л мотора и ставился на тяжёлые машины: Toyota Crown S120 с автоматической коробкой передач. По характеристикам его превосходил только турбомотор 1G-GTE.
Так бы всё и продолжалось, если бы в это не вмешалась компания HKS, специализирующаяся на производстве усовершенствованных (спортивных) деталей для двигателей внутреннего сгорания. HKS была основана в 1973 году бывшим инженером Yamaha Motor Company Хироюки Хасэгавой, напомню что двухвальная гбц на 1G (1G-GE/1G-GZE/1G-GTE) - разработка Yamaha. Эта компания изобрела коленвал для мотора 1G с ходом поршня 81мм.
Поршни использовались от мотора 3A-LU, диаметром 77.5мм, но с проточеной лужей под турбовую степень сжатия. Объём двигателя получился 2.38л, а мощности добавлял турбокомпрессор Toyota CT12A.
Итоговая мощность получилась 400л.с.
Ставился данный мотор на Toyota Soarer GZ20 (купе) и Toyota Mark 2 GX70 (седан).
В 90-е такие машины к нам не ввозили, все стремились к топовым комплектациям машин с объёмом 2.8л.
Путеводитель во всем моим статьям Toyota, выбор по моделям:
Путеводитель по бензиновым моторам:
Путеводитель по дизельным моторам:
Если у Вас есть собственные материалы о негативных сторонах этого чудо-мотора, пожалуйста, напишите их в коментариях для публикации.