"ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ В ЭПОХУ ЭТНОЦИДА Булгары и татары" После переписи населения СССР 1926 года ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРСКИЕ ЭТНОСЫ: БУЛГАРЫ, МИШАРЫ, КРЯШЕНЫ И ТЕПТЯРЫ были насильственно ассимилированы с татарами. Эти поглощенные группы создают впечатление, что татары являются потомками волжских булгар, что не соответствует действительности. ТАТАРЫ — ПОТОМКИ КИПЧАКОВ И НОГАЙЦЕВ. Облик Волжских Булгар - Танкеевский могильник 153 Реконструкция лиц Волжских Булгар IX-X веков. Сформировано по фотографиям черепов из Танкеевакского могильника IX-X вв. twitter.com/wearebulgarsКипчаки или половцы не отмечены на Средней Волге. ,то есть в письменных первоисточниках они ни упоминаются,.в археологическом и антропологическом материале по Волжской Болгарии и Казанского царства они не оставили своих следов ...Нет ни одного аргумента в пользу этого утверждения.В преданиях поволжских татар не упоминаются ни термин КИПЧАК , не названия отдельных кипчакских племен ..Предки казанских татар к времени прихода на Среднюю Волгу назывались СУАС (по русски чювашенин) .Татары-мишари назывались буртасами .вплоть до 17 века.
"Важным выводом проведенного исследования является определение генетической близости двух этнографических групп поволжских татар: казанских татар и татар-мишар. Несмотря на некоторые различия в языке и культурных традиций, формирование их этногенетического облика шло в общем русле. Детализация этого процесса задача будущих исследований2. 1. Кравцова О.А. "Молекулярно-генетический анализ древних и современных образцов ДНК". Казань, 2006. – 160 с. 2. Лимборская С.А., Хуснутдинова Э.К., Балановская Е.В.Буртасы , как и Аскелы(Су-асы) переселились на Среднюю Волгу и восточную Мещеру в 9 веке из Подонья из за набегов печенегов..По утверждению Афанасьева,,Добродомова , Коробова, Решетовой ,Добовольской и ряда других алановедов , буртасы и аскелы принадлежат аланскому этомассиву.. "Хазарские конфедераты в бассейны Дона " , где конфедератами являются донские аланы , представленными племенами аскел и буртас.Исследования доказали принадлежность буртас к лесостепному варианту салтовской археологической культуры т.е к аланскому(варианту)
Антропологические исследования останков буртас показали , что они по краниотипу понтийцы-средиземноморцы без уралоидного компонента.Упоминание термина «буртас» в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей. Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что буртасы – это синоним понятию посопные татары . Вследствие чего, в названии буртасы прослеживают преемственность между народом буртас и представителями татарского населения Восточной Мещеры , являющимися посопными (ясачными) татарами .Собственно прежде всего это и дает основание считать буртасов основным компонентом в этногенезезападной группы татар , которых принято называть мишарями. (М.М.Акчурин,кандидат историческх наук). "Кроме салтовских болгар, вместе с ними пришли буртасы.Л.Н.Гумилев:"В VIII- веке из Южнорусских степей в бассейн Оки(Нижегородская,Рязанская,Пензенская области) перселился неизвестный народ".
булгарские земли, в основном прилегающие к Нижней Каме и Волге, так и земли, заселённые ёщё в Х-XIII вв. обулгаризированными буртасами.этнонимы "буртас" ("буртасы" - посопные татары) и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до ХVII века. В верховьях Суры от этого времени сохранились остатки обширных неукреплённых сёл у г. Кузнецка, на р. Мокша - остатки крупного города Наровчата-Мухши и города Темникова. Показательно, что нижние слои всех этих поселений содержат материалы, связанные с булгаро-буртасской культурой домонгольской поры, как отмечает один из ведущих исследователей этого периода М.Г.Худяков, "состояло большей частью из прежних болгар, сохранивших самые яркие воспоминания о своём прошлом. Татары, выходцы из Орды, составляли, видимо, лишь небольшой слой военно-служилой аристократии около хана.Проблема последних десятилетиями дискутируется в научных трудах. Открытие и изучение в низовьях Камы Коминтерновского II, Новославского, Ташкирменьского могильников позволило выявить на широкой территории Урало-Поволжья характерные позднесарматские турбаслинскоименьковские захоронения. События вышеуказанного второго этапа (VII в.) вынудили сармат укрыться на территории самарско-саратовского правобережья р. Волги в соседстве с кочевыми болгарами. Когда последние во второй половине VIII в. пришли в Среднее Поволжье, вместе с ними пришли и буртасы. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 50-ЛЕТИЮ БИЛЯРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1–4 августа 2017 г., стр14.
"Мигранты из предгорий Северного Кавказа в бассейн Дона ” (Brandt, 2004)"В археологическом отношении памятники буртасов относятся к салтовскому ареалу, впрочем, как и памятники булгар в более позднее время, а точнее во время существования Волжской Булгарии, буртасы ощутили влияние со стороны булгар и были тюркизованы. Керамика Золоторевского городища похожа на керамику аланов, а конструкция домов похожа на булгарские.С городом Буртас Г. Белорыбкин сопоставляет Золотаревское городище. Поселение этого города было полиэтничным и естственно среди него были буртасы. Буртасам соответствуют археологические памятники аланского лесостепного варианта салтовской культуры. Г. Афанасьев связывал с буртасами гидроним Оскол. Во время Позднего Средневековья этническая группа, называемая буртасы, была уже тюркоязычной. "Асы, ясы": так аланы упомянуты в русских летописях. лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры Г. Е. Афанасьев отождествляет его с буртасами.Было установлено, что на терр. Пенз. края существует большая группа поселений 10–13 вв. с гончарной посудой булгарского типа. г. Буртас, впоследствии столица Буртасского княжества, в составе Волж. Булгарии. Именно в это время (кон. 10 – нач. 11 вв.) исчезает имя Б. и начинаются их активная булгаризация, распространение элементов булгарской культуры.. В Цне,Посурье(наиболее древнее место обитания мишар.WIKI) и в Примокшанье(Самарская Лука) в XI веке появляются вполне себе булгарские города, булгарская материальная культура, в частности булгарская керамика, украшения и так далее. В общем, Буртасия вошла в состав Булгарского государства. буртасы, например, в Камско–Устьинском и Апастовском районах Татарстана сохранились сёла под названием «Буртасы» Арабские географы Ибн Саид и Абульфида, жившие в XIII—XTV вв., помещают БУРТАСОВ на Волге и сообщают, что г. ДЕРБЕНТ (Дагестан ) был укрепленным пунктом ЦАРЯ БУРТАСОВ [Коновалова, 1989, с. 43—46; Сафиргалиев, 1951, с. 93]. Русская летопись, рассказывая о Мамаевом побоище, также упоминает среди кавказских народов БУРТАСОВ [Воскр. л., 1859, с. 34]. Упоминания о буртасах как о реально существующем народе относятся к XVIII в. и содержатся в трудах Н. М. Карамзина и Тунманна. По их сведениям, еще тогда буртаны отличались от своих соседей — черкасов и ногайцев. Они вели оседлый образ жизни и обитали в районе между Кубанью и Актаром, т. е. в районе Северо-Западного Кавказа [Карамзин, 1988, кн. 2, т. V, прим. 61; Тунманн, 1991, с. 70]