Найти в Дзене
Грядка

Почему я не задумывалась об этом раньше? Что говорили о герани Достоевский и другие классики?

Давайте поговорим о герани — этом простом, но в то же время многозначительном цветке, который на протяжении веков появляется в литературе. Он не просто растение, а символ эмоций, воспоминаний и даже трагедий. Возьмем, к примеру, повесть И. С. Тургенева «Ася». Здесь герань становится олицетворением чувств. Когда молодая девушка, смеясь, бросает Гагину ветку гераниума с фразой: «На тебе, возьми… вообрази, что я дама твоего сердца», это кажется легкомысленным жестом. Но, как ни странно, он оборачивается символом глубокой привязанности и тоски. Главный герой, Н. Н., спустя годы хранит «высохший цветок гераниума как святыню». Это говорит о том, что любовь может оставаться неизменной, даже когда проходит время. Пеларгония встречается на подоконниках персонажей Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» старуха-процентщица живёт в «небольшой комнате … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». На Востоке верят, что места, где растет герань, избегают змеи (симв
Оглавление

Давайте поговорим о герани — этом простом, но в то же время многозначительном цветке, который на протяжении веков появляется в литературе. Он не просто растение, а символ эмоций, воспоминаний и даже трагедий.

Герань как символ любви и утраты

Возьмем, к примеру, повесть И. С. Тургенева «Ася». Здесь герань становится олицетворением чувств. Когда молодая девушка, смеясь, бросает Гагину ветку гераниума с фразой: «На тебе, возьми… вообрази, что я дама твоего сердца», это кажется легкомысленным жестом. Но, как ни странно, он оборачивается символом глубокой привязанности и тоски. Главный герой, Н. Н., спустя годы хранит «высохший цветок гераниума как святыню». Это говорит о том, что любовь может оставаться неизменной, даже когда проходит время.

Герань как преграда греху

Пеларгония встречается на подоконниках персонажей Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» старуха-процентщица живёт в «небольшой комнате … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». На Востоке верят, что места, где растет герань, избегают змеи (символ зла и греха), и именно поэтому горшки с этими цветами нередко ставят у входа в дом. Герань в этом контексте символизирует предостережение и ожидание того, что он сможет отказаться от своего замысла. Однако Раскольников после того, как принял решение о «преступлении», не остановился.

Позже он признается Соне о том, что он сделал со старухой-процентщицей. Вернувшись к себе в комнату после этого разговора Раскольников испытывает сильное напряжение и смятение, т. к. стоит перед выбором: сознаться во всем перед обществом (как ему посоветовала Соня) или «утаить грех». Он разъярен, понимая свою вину и правоту Сони, но не желает этого делать.

«Он подошел к окну… во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью».

Здесь герань символизирует преодоление преграды «греха» с помощью раскаяния. Она «жиденькая» как символ того, что Раскольник не желает раскаиваться, т. е., в его случае, сознаваться перед общественностью в том, что сделал.

Герань как часть жизни

Герань в литературе приобретает различные смыслы. В рассказе В.П. Астафьева «Герань на снегу» пеларгония становится активным персонажем, противопоставленным главному герою — мужику. Автор наделяет герань качествами, которые подчеркивают, что она — тоже живая, используя глаголы такие как «унялась» и «шевельнулась», подчеркивая, что растение — это часть жизни.

В повести Д. Смолева «Бантик» герань также играет важную роль. Пациент, страдающий от боли после удаления зуба, испытывает ненависть к цветку, который, несмотря на его страдания, продолжает цвести. Герой завидует герани, которая «гордо» цветет, не обращая внимания на окружающих. Он мечтает стать безразличным, как, как ему кажется, и это растение.

Герань в лирике

Каждый цветок уникален и красив по-своему. Однако не о каждом из них писали стихи. Герань, например, вдохновила множество поэтов на создание произведений, и её популярность может соперничать, наверное, только с розой. Вдохновение для своих строк они черпали как в прошлом, так и в современности.

В. Бенедиктов говорит о герани в 1857г.:

И эта тощая герань полуживая,
Держась позадь всего, меж кадок и корыт,
Колышется и, мне насмешливо кивая,
«На дачу едем мы: прощайте!» говорит.

У Пастернака (1910 г.) герань — это растение у окна:

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране,
Тянутся цветы герани,
За оконный переплет.

Многогранность символа

Герань в литературе многолика. С течением времени восприятие этих литературных символов меняется. Современному читателю может быть непросто уловить все нюансы, которые закладывали классики. Но при глубоком анализе произведений герань открывает новые смыслы и удивляет своей многослойностью.

Итак, герань, как цветок, остается актуальным символом в литературе, напоминая нам о том, что в каждом произведении скрыты глубокие эмоции и переживания, способные тронуть сердце любого читателя.

А что значит герань лично для вас? Есть ли у вас какие-то воспоминания, связанные с этим цветком? Поделитесь в комментариях!