Сегодня 120 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Ивана Семеновича Полбина.
В коллекции Центрального музея Вооружённых Сил есть фотографии, документы и личные вещи И.С. Полбина.
Иван Семёнович родился 27 января 1905 г. в селе Ртищево-Каменка Майнского района Ульяновской области в семье крестьянина. В 9 лет он уже батрачил у кулаков, потом стал пастухом общественного стада. Окончил начальную школу, был рабочим на железной дороге. В ноябре 1931 г. окончил школу летчиков. С 1939 года – командир эскадрильи 150-го бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в Монголии. Совершил 19 боевых вылетов, был награжден орденом Ленина.
С начала Великой Отечественной войны командовал полком пикирующих бомбардировщиков Пе-2. На самые ответственные задания майор Полбин сам вылетал во главе полка. Вот что писал 6 августа 1942 г. в наградном листе командир 1-й особой авиагруппы ВВС Красной армии В.И. Сталин (сын И.В. Сталина): «Полк, которым командует т. Полбин, является единственным в ВВС Красной Армии летающим на самолётах Пе-2 всем составом ночью. Сам тов. Полбин летает днём, ночью и в любых метеоусловиях, лично сам водит в бой группы самолётов. Овладел отличным бомбометанием с пикирования и под его непосредственным руководством переучен полный состав, который в совершенстве владеет этим важным элементом бомбометания. За героизм, мужество и отвагу, проявленную на фронтах борьбы с германским фашизмом, тов. Полбин достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Это звание было присвоено ему 11 ноября 1942 г. В марте 1943 г. он был назначен на должность командира 1-й бомбардировочного авиационного корпуса.
Полбин считал, что главным преимуществом Пе-2 является возможность пикирования на точечные цели. Далеко не все летчики могли освоить этот прием, предпочитая бомбить с горизонтального полета по площадям. В корпусе Полбина этим приемом овладели практически все. Особое место в военной биографии Полбина занимает его знаменитая «вертушка» как наиболее эффективный метод уничтожения точечных целей. Во многих полках применяли этот полбинский метод. И все же наиболее мастерски им пользовались летчики соединения И.С. Полбина.
Вот как описывал в 1944 г. один боевой вылет группы бомбардировщиков, ведомой Полбиным, специальный корреспондент «Красной звезды» майор В. Земляной: «Первая четверка, подминая под себя потрескивающую от жары землю, взмыла в воздух. За ней вторая, третья. Прошло не больше минуты, как двадцать Пе-2 уже поднялись в небо и компактной группой ушли на запад. Сразу стала заметна высокая слетанность. Но вот по сигналу ведущего этот строй как бы разломился и через несколько секунд приобрел иной вид. Пикировщики вытянулись в одну длинную цепочку, напоминая косяк журавлей. Они построились в так называемый правый пеленг, изготовившись к бомбометанию. Под нами лежала линия фронта, обозначенная разрывами снарядов и дымом пожаров. «Вертушка» началась с того, что ведущий самолет развернулся влево и перешел в стремительное пикирование. За ним через несколько секунд последовал второй пикировщик, затем третий, четвертый. Потеряв почти 1000 метров высоты и сбросив одну бомбу, ведущий не менее стремительно стал подниматься вверх и вскоре оказался в хвосте последнего самолета группы. С этого момента замкнулся боевой круг, составленный из двадцати машин. Образовалось как бы гигантское колесо, диаметром больше километра. Оно с огромной скоростью вращалось в наклонной плоскости, разрывая своими зубьями вражескую оборону. За один поворот этого колеса сбрасывалось двадцать увесистых бомб, и каждая из них направлялась в свою цель. По воле командира пикировщики меняли направление удара, отыскивая всякий раз новые объекты атаки. После того как наше колесо четыре раза обернулось вокруг своей оси, над рощей образовалось огромное облако черного дыма. Бомбы, сброшенные пикировщиками, сделали свое дело. На земле горела немецкая техника, рвались боеприпасы, взлетали на воздух блиндажи вместе с их обитателями».
В конце войны обстановка уже не требовала личного участия в боях командира корпуса. Было вполне достаточно, чтобы он с командного пункта руководил действиями подчинённых. Но наиболее сложные вылеты Полбин считал нужным возглавить сам. 11 февраля 1945 г. он повёл группу из восьми Пе-2 для удара по окружённому немецкому гарнизону в городе-крепости Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Самолёт командующего выделялся яркой раскраской: на фюзеляже была нарисована молния, алый гвардейский знак и голова льва с открытой пастью. В течение 15 минут самолёты бомбили войска и технику в юго-западной части Бреслау. Их встретил интенсивный огонь 9 зенитных батарей. При выходе самолёта Полбина из пикирования на высоте 500—600 метров зенитный снаряд попал в носовую часть кабины. При попытке сорвать пламя у самолета отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолет упал на восточной окраине Бреслау и взорвался. Погибли командир корпуса генерал-майор авиации И.С. Полбин и главный штурман корпуса подполковник М.К. Зарукин. Флагманский стрелок-радист старшина В.А. Орлов выбросился с парашютом, оказался в плену, но вскоре был освобождён наступающими советскими войсками. 6 апреля 1945 г. Полбин был удостоен звания Дважды Героя Советского Союза. Но узнать об этом ему было не суждено.
Имя И.С. Полбина было присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу лётчиков. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка в котором служил. Бюсты установлены на родине героя-летчика (село ныне носит его имя), в городах Ульяновск и Оренбург. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.