Найти в Дзене

Какими способами немцы и мы останавливали и уничтожали вражеские танки во время Второй Мировой войны

В начале самое главное: остановить танк и уничтожить танк - это разные вещи. Способов уничтожения танков на период Второй Мировой войны было не так уж и много. Основных три. Первый и самый надежный, именно так было уничтожено большинство машин как с нашей стороны, так и с немецкой. При помощи артиллерийских орудий, в том числе и тех, что являются самоходными (танки противника тоже сюда можно отнести). Второй способ более сложный и рискованный - силами пехоты. Сюда относятся противотанковые ружья, связки гранат и ручные гранатометы, такие как немецкие фаустпатроны. И третий способ- авиация.

И да, вопреки тому, что показывают в кино, в надежных способах уничтожения танка не числятся противотанковые мины. Дело в том, что мины времен войны, - это далеко не то, что современные мины. Для детонации на нее нужно было наехать. Непосредственно под днищем она взорваться не могла. Уничтожить танк они не могли, а вот остановить - вполне. При этом экипаж в лучшем случае получал контузию. Наезд на одиночную противотанковую мину грозил повреждением ходовой части, зачастую такое чинилось на месте в течении часа. То есть противотанковая мина - это способ остановить танк на час.

-2

А зачем останавливать танк? Тут все просто. Во-первых, это способ замедлить наступление и выиграть время. Ведь вторая мировая - это война танковых прорывов, а любое замедление в такой тактике грозит провалу всей операции. Во-вторых, остановка танка - это первый шаг к его уничтожению. Как только вражеская машина остановилась, она становится отличной мишенью для вашей артиллерии. У вас даже может быть время для переброски артиллерийского орудия для уничтожения остановленных танков. И для пехоты остановленный танк становится вполне адекватной целью.

-3

Еще важный момент. Разное отношение к подбитым и остановленным танкам было у нас, и у немцев. Советские солдаты по уставу должны были оставаться рядом с машиной и предпринимать действия к ремонту и спасению техники. Бросить подбитый танк - это трибунал. Такое делали только в крайних случаях. У немцев же наоборот - подбитая машина должна была быть уничтожена и не достаться врагу. В каждом танке был заряд для самоликвидации около 40 кг взрывчатки. У нас такое было только на знаменитых катюшах, а танки спасали до последнего.

-4

И раз речь зашла об остановке вражеского танка ниже расскажу о нескольких очень изобретательных способах это сделать.

1. Земляные противотанковые сооружения. Ров, эскарп, контрэскарп. Эти методы использовали и наши, и немцы. Такая фортификация строилась на танкоопасных направлениях (участки открытой местности, где нет естественных преград и возможно быстрое продвижение танков). Тут тоже важно понимать, что ров танк уничтожить не мог. Попадание в ров для танка это остановка максимум на 40 минут. Застрявшие машины либо вытаскивали, или можно было взорвать стенки рва, и танк выезжал. Этакратия и контрэскарп - это подрывание сторон холма и создание отвесной стены, в которую танк либо упирался, либо сваливался. (Эскарп и контрэскарп по сути одно и тоже, разница с какой стороны на него смотреть).

-5

2. Ежи, надолбы, зубы дракона. Эти средства остановки в идеале могли задержать танк на несколько часов, так как могли привести к повреждению ходовой части, повредить днище маслопровод или бензопровод.

-6

3. Глубинная установка нескольких мин. Это часто делали немцы. Идея такая: на глубину от 60 до 100 см устанавливалось две - три мины: одна на другую взрывателями вниз. Сверху на мины ставился пенек и закапывалось. Когда наши саперы проходили, то миноискатель на такой глубине ничего не видел (обычная глубина установки мины 5-8 см). Щупом такую мину тоже не найти - щуп упирался в пенек, металл не чувствовался. Место считалось чистым, через два-три дня от проездов техники выбивалась яма, танк наезжал на пенек, тот давил на мину внизу и происходил взрыв. А от того, что мин было несколько, повреждения танка были более серьезные, чем при обычном минировании. Так же могли заложить несколько снарядов.

-7

4. Огнефугас. Этот способ уже практиковался нашими солдатами. Он был хорош для остановки техники и пехоты. Вырывалась яма, туда закладывался ящик с зажигательной смесью. А рядом ставилась мина. При взрыве бутылки воспламенились, и шар огня достигал 30-40 метров. При этом шанс сжечь танк многократно возрастал.

-8

5. Танковый шлагбаум. Применялся на тех участках, где могла ездить и своя техника, и техника противника. В обычное время проезд оставался не заминированным, но при случае мины быстро устанавливались и останавливали танки соперника. Самый простой вариант такого шлагбаума - это несколько мин установленных на доске, от которой натянут трос к окопу на другой стороне дороги. В случае приближения танка противника солдат тянул за трос и затягивал доску с минами на проезжую часть. Дешево и сердито.

-9

Эти способы активно применялись в ходе битвы на Прохоровском поле. О чем нам рассказал научный сотрудник музея Прохоровской битвы, где мы были в командировке не так давно. 

А ваше мнение по теме статьи обязательно пишите в комментариях, интересно будет почитать.

На канале вышла новая статья, советую почитать: