Вот перед вами дурак. И он прочел “Божественную комедию”. Какие же мысли его посещают после прочтения. Какие вопросы он задает себе? И посоветовал бы он прочесть это произведение другому такому же дураку?
Вообще, для чего я прочел Божественную комедию? На самом деле все очень банально. Из-за постоянных отсылок на нее во многих произведениях. На нее ссылаются и в недавно снятом фильме “Еретик”.
И в любимых играх детства типа Blade of Darkness.
Да что там, последние хорошие игры прямо таки пронизаны не только образами, но и идеями этой книги.
Вообще, складывается ощущение, что поэма Данте начала конкурировать в цитировании с Библией. От того и желание узнать первоисточник, чтобы понять те глубокие посылы, к которым отсылает нас современные произведения.
Сложно ли читать столь монументальный текст прошлого, который был написан аж в 1300 годах? Местами сложно. Особенно если ты не осведомлен о истории Данте. Что он был чиновником во Флоренции в шаткие времена Италии. Что переживал расставание с любимым городом в период междоусобиц. И о его помешательстве на детской любви к Биче или Беатриче.
Да и не только множеством неизвестных и никогда не всплывающих в моей жизни исторических имен переполнен текст, а еще множеством сложных и забытых слов, которые пугают тебя тем, что ты останешься еще на час с одной из песен и помощником гуглом.
Хотя есть местами и абсолютно чистые и понятные стихи, которые могут унести твое воображение в такие места, в которых ты мог никогда не побывать. Хоть эти места зачастую находятся в Аду.
А что с сюжетом, интересно? Сюжет поначалу кажется интересным. Потому что тебя полностью захватывает образы Ада, тех людей, которых ты там встречаешь и их истории. Меня поражали стражи и некоторые круги Ада. Например, Лес самоубийц, как предвестник японского леса, где из сломанных веток течет кровь.
Ну и, конечно, озеро Коцит, где глодают черепа друг друга, замерзшие в этом озере грешники. Вместе с Люцифером.
Но после ты понимаешь, что по сути, Данте ничего не грозит, и он дойдет до Рая, абсолютно не изменившись. И в чем тогда смысл и идея этой истории? Мне не понятно. В любви к Биче? Но он ее боится. Какая может быть любовь в присутствии страха. А, ну да... Божественная.
Чистилище оказалось каким-то место испытаний из древнегреческих мифов, которые не могут будоражить умы современных людей. Потому что каждый миф обсосал Голливуд. Да и Данте, проходя все эти испытания, избавляясь от своих пороков, никак не преображается.
А у Рая дак вообще произошла какая-то неведомая глупость - очищение памяти от плохих поступков и обретения устойчивых воспоминаний о всех хороших. Как будто Рай для Данте - это дурка, где ни у кого нет своей воли. Да еще и с забавной иерархией. прямо как у чиновников. Видимо, тут и проявилась профдеформация нашего автора. Но хоть ясно теперь, откуда эти бандюганы, которые пытаются грехи замолить, и откуда могли взяться индульгенции.
Но должен отметить, что образ Рая у меня создался нереально классный. Он весь в движении, сиянии, и где-то там можно лицезреть Бога. Правда, вся эта возвышенность рушится, понимая, что Рай — это просто антитеза Аду. Стоячий Ад и подвижный Рай.
Я не удивлен, что многие умы хотели остаться в Аду. Ведь там есть воля, но нет возможности ее осуществить. Хотя не знаю, может и есть. Но в Раю воли нет и есть возможность ее реализовать. Вот и думай, что хуже. Хотя опять же, все идет по одному известному месту, когда начинаешь это все анализировать.
И что, советуешь читать? Как ни странно, да. Я для себя открыл много интересных образов, метафор. Да и понимать другие произведения начал чуть лучше. Я точно не увидел суперглубоких идей и смыслов, которые видят в этом произведении искусствоведы, которые в отличии от меня все понимают. Точно не увидел той невероятной красоты текста, ведь читал перевод, а не оригинал. Но Пушкин этим вдохновлялся, а круче него поэта нет. Поэтому буду учить Итальянский. Ведь Данте для Италии, как для России Пушкин.
И в заключении хочу сказать, еще раз убеждаюсь в том, что не всегда нужно идти к первоисточникам. Итерации оставляют все самое нужное, самое необходимое. Да и главный первоисточник — это человеческая голова. Хотя иногда интересно покопаться на пыльном чердаке истории. Забавно, что так мало людей читали “Комедию”, а про круги Ада знают все. Простите, что так глупо.
Если захотели прочесть, то могу посоветовать книгу с переводом и комментариями Лозинского. Там довольно информативная историческая статья про Данте в самом начале и комментарии к песням в конце. Нашел такую только в Москве. Но у меня она была в библиотеке. Возможно, и у вас тоже будет. Тоже такой забавный факт.
P.S. Подписывайся на телеграм-канал — Horbushin. Там я напоминаю о выходе новый статей и видео, а также делюсь прочитанным и увиденным.