Сэндбокс-игра определяется как тип игры, который предоставляет игроку особую степень свободы и творчества для достижения целей и выполнения задач. Однако в Kenshi вам не ставят никаких готовых целей или заданий. Kenshi — это абсолютная сэндбокс-игра. Это гигантский, детализированный постапокалиптический мир в стиле «Безумного Макса», где вы сами становитесь автором своей собственной истории. И какой же эпической она получится! Данная статья будет не столько обзором Kenshi, сколько рассказом о моём собственном опыте.
Сеттинг.
Как уже упоминалось выше, действие Kenshi разворачивается в постапокалиптическом альтернативном мире, который напоминает «Безумного Макса», но с мечами и холодным оружием, а также с общим феодальным восточноазиатским антуражем. Как бы безумно это ни звучало, это, по сути, постапокалиптическая самурайская панк-игра!
Прежде чем начать своё путешествие, вам нужно выбрать стартовый сценарий. Это может быть что-то простое, например, странствующий торговец с большим начальным капиталом, или что-то сложное, например, рабство в лагере фанатичной религиозной группировки, исповедующей идеи превосходства. Вы можете выбрать свою расу и решить, хотите ли начать игру в одиночку или с отрядом.
И это, собственно, всё. С этого момента вы сами управляете своей судьбой и должны решить, что хотите делать. Как вы будете выживать и какой путь выберет ваш персонаж (или персонажи)? Мир Kenshi огромен и богат историей и политикой, но в нём нет основного сюжета и даже намёка на то, чтобы подтолкнуть вас в каком-то определённом направлении. Для справки: в этом обзоре я в основном расскажу о своём опыте, начиная игру в одиночку, и лишь позже углублюсь в тему игры с отрядом и его расширения.
Игровой процесс.
Какой бы старт вы ни выбрали, ваш персонаж в Kenshi всегда будет никем, без каких-либо навыков. Система навыков в Kenshi основана на принципе «учись, делая». Это означает, что всякий раз, когда вы выполняете почти любое действие, его эффективность будет зависеть от уровня соответствующего навыка. Бег улучшит вашу «Атлетику», а бег с большим весом — «Силу». Ваша «Выносливость» повышается за счёт получения урона, «Инженерное дело» — за строительство, и так далее.
Бой и управление.
Ваш персонаж перемещается и выполняет действия, получая команды, обычно с помощью клика. Вы можете создавать сложные задания, основанные на приоритетах, и заставлять персонажей выполнять несколько отдельных задач. Кроме того, вы можете настроить поведение каждого персонажа в определённых ситуациях. Например, решить, должны ли они быть послушными рабами или бунтарями, или должны ли они сразу сосредоточиться на медицинских обязанностях в боевых ситуациях. Это делает игровой процесс с несколькими персонажами особенно увлекательным и добавляет игре дополнительный уровень глубины. Создание поселения внезапно начинает ощущаться как сложный симулятор управления, с той лишь разницей, что вы начинаете с абсолютного нуля.
На первый взгляд может показаться, что для боя достаточно просто кликнуть правой кнопкой мыши на врага и наблюдать, как ваш персонаж медленно сражается с ним. Однако всё немного сложнее. Если вы правильно рассчитаете время своих кликов, то сможете заставить персонажа уклоняться от атак или атаковать в нужный момент. Конечно, вы можете просто позволить им действовать самостоятельно, но возможность микроуправления всё же присутствует.
Что действительно круто в Kenshi, так это механика здоровья. Каждая часть тела имеет собственный запас HP. В зависимости от того, как вы получаете урон в бою, отдельные конечности могут стать труднее в использовании или вовсе перестать функционировать. Если вы потеряете HP в критической части тела (например, голове или груди), вы можете упасть в бессознательное состояние. Если же вы потеряете слишком много HP, вы либо умрёте, либо навсегда лишитесь конечности. В зависимости от места получения травмы, некоторые раны могут стать крайне опасными и потребовать немедленного перевязывания.
Жизнь в Kenshi — это то, что вы из неё сделаете.
Ваша история всегда будет зависеть от того, на чём вы сосредоточитесь в игре. Хотите ли вы быть воином и искателем приключений, который ничего не боится и исследует самые опасные уголки континента? Вором, который крадётся в тенях, пытаясь украсть своё богатство? Обычным работником, который зарабатывает на хлеб тяжёлым трудом? Возможно, вы быстро объединитесь с другими персонажами, которых встретите на своём пути или в тавернах. Мир Kenshi крайне враждебен и опасен, поэтому поддержка друг друга может стать спасением перед лицом смерти. Кто знает, может, вы найдёте хорошее место для создания базы и превратите свой маленький лагерь в полноценное поселение.
Возможно, у вас не будет роскоши выбора, или этот выбор будет отнят у вас слишком рано. Если вы окажетесь в плену и попадёте в рабский лагерь, вашей единственной мечтой на данный момент может стать побег.
Небольшой пример.
Лучший способ объяснить бесконечные возможности Kenshi — это просто рассказать начало одной из моих собственных историй.
Мрачная жизнь раба.
Однажды я выбрал старт в роли одинокого раба прямо в сердце империи религиозных фанатиков. Этот лагерь был огромным, и о немедленном побеге не могло быть и речи. Стражи избили меня до полусмерти, а кроме того, они едва кормили меня, чтобы я оставался в живых. Самое главное, меня заставляли работать весь день, и я едва мог перевести дух. Любое, даже малейшее отклонение от правил немедленно наказывалось жестоким избиением, которое могло оставить меня недееспособным на несколько часов.
Единственное, что работало в мою пользу, — это их странная извращённая логика: они всегда перевязывали мои раны и следили, чтобы я не истёк кровью в своей клетке. Поскольку я не мог сбежать сразу, я разработал сложный план, требующий много терпения и такой же тщательной подготовки. У меня практически не было навыков, поэтому мне нужно было тренироваться в вечерние часы, когда стражи спали.
Дерзкий побег.
Я тренировал навык взлома на своих кандалах и клетке, когда у меня было время. По ночам я учился незаметно передвигаться по лагерю. Конечно, поначалу я часто терпел неудачи и попадался. Однако спустя некоторое время я овладел навыками, позволяющими перемещаться в тенях незамеченным. Затем я начал воровать еду из контейнеров и прятал её на день, когда попытаюсь сбежать. Мои навыки взлома постепенно улучшились до такой степени, что я мог быстро открывать многие замки, а запасы еды были достаточны, чтобы восстановить силы до приемлемого уровня. Случайные избиения, которые я получал, оказались полезными: я стал более выносливым и мог выдерживать больше ударов, прежде чем упасть.
Одной ночью я подготовился, наевшись досыта из своих запасов еды. Затем я отправился освобождать как можно больше рабов в лагере. Некоторые просто попытались сбежать сами, другие были слишком сломлены, чтобы даже попытаться, а третьи остались со мной и последовали за мной. Суматоха, которую я устроил, стала идеальной ситуацией для того, чтобы подобраться как можно ближе к воротам и броситься бежать в тот момент, когда меня заметят.
Бывший раб с клеймом и мечтой о мести.
Мой план сработал, и я оказался за пределами лагеря. Мне даже удалось оторваться от преследующих стражников. Однако я всё ещё был клеймёным рабом. Следовательно, любой в этой земле фанатиков мог заметить меня издалека. Любое неосторожное движение могло быстро обернуться возвращением в рабский лагерь, поэтому мне приходилось быть осторожным. Мои запасы еды не были бесконечными, и мне нужно было найти путь в землю, где бывших рабов не преследовали. Я отправился в опасное путешествие, но жизнь в лагере оставила мне набор воровских навыков, которые должны были пригодиться.
Короче говоря, в итоге мне удалось добраться до земли Антирабовладельцев — фракции, которая боролась против работорговцев. К сожалению, её ненавидели все фракции, использующие рабов. Но для меня это не было проблемой, ведь мой персонаж ненавидел всех работорговцев. Я тренировался в боевых искусствах, объединился с другими людьми и отправился мстить лагерю, который заставил меня так сильно страдать.
Бесконечные возможности.
По сути, я рассказал вам только о начале прохождения с этим рабом. Но даже если я расскажу всю историю о том, как в итоге я штурмовал базу работорговцев, убил нескольких лидеров теократии и навсегда изменил состояние мира, это будет лишь малая часть того, что возможно в Kenshi. В игре так много фракций, мест и секретов, которые можно открыть, и каждый путь, который вы выберете, будет уникальным. Это действительно неповторимый мир, который приглашает к исследованию и вознаграждает вас созданием уникального опыта.
Строительство базы.
Элементы строительства и управления базой в Kenshi уже упоминались выше, но, по сути, они представляют собой плавный переход к новому типу игрового процесса. Этот процесс сосредоточен на макрорешениях и управлении ресурсами. Ваши задачи внезапно изменятся, и вам придётся решать множество новых проблем.
Теперь вам нужно будет обеспечивать свою команду достаточным количеством еды. Производить, собирать или добывать материалы, необходимые для расширения базы. Вам придётся думать о способах заработка денег и финансирования своих операций. Расширяйте отряд, ищите книги и артефакты для исследования новых технологий, которые могут дать вам преимущество. Возможно, вы захотите создать второй отряд обученных воинов, чтобы исследовать мир и находить реликвии или скрытые артефакты.
Но не забудьте выделить достаточно ресурсов для обороны. Вас подстерегают всевозможные опасности, и вам нужно будет готовиться как к набегу бандитов, так и к проверке местных властей.
Атмосфера Kenshi.
Хотя графика Kenshi может не поражать воображение и даже отпугнуть некоторых от её прохождения, я призываю вас смотреть глубже. В конце концов, это инди-игра, но это не мешает ей обладать уникальной и внушающей трепет атмосферой. Весь мир не только чрезвычайно смертоносен и опасен, но также враждебен и груб. Он по-настоящему дистопичен, и это подталкивает вас исследовать все его грани. Например, если вы окажетесь на территории Объединённых Городов, какой-нибудь дворянин может напасть на вас просто потому, что ему нравится охотиться на бедняков ради забавы. Или, возможно, вас схватит группа фанатичных роботов, известных как Бандиты-Сдиратели. Их название говорит само за себя: эти ребята снимают человеческую кожу и носят её на себе. Слово «жутко» даже близко не передаёт всю суть.
Заключение.
Kenshi — это невероятная игра. Это по-настоящему уникальный опыт, который, вероятно, будет разным для каждого игрока. Она бросает вам вызов исследовать и экспериментировать, удивляет самыми странными сценариями и дарит историю, которую больше нигде не расскажешь. Это игра о выживании, и в этом обзоре я уже сказал всё, что можно сказать о Kenshi, не повторяя одно и то же. Просто попробуйте её. Это уникальная жемчужина. Что бы вы ни решили, я могу обещать: вы больше никогда не сыграете в подобную игру.