Найти в Дзене
Мозговедение

Случай с приема. Эпилепсия, которая таковой не была

Недавно у меня на приеме был взрослый мужчина, у которого пароксизмальные дискинезии начались в зрелом возрасте. Сначала кривился рот, сковывало шею. Это было еще ничего. Но потом появился насильственный поворот плеч, и пациента, по его же выражению, «жутко трепало». Когда такой приступ случился за рулем, он навсегда отказался от вождения автомобиля и отправился по врачам.  У него и видео было: коллега, который был рядом с ним, успел включить камеру смартфона. И вот на что я обратила внимание: если при эпилептическом приступе уровень осознанности чаще снижается, пусть человек худо-бедно и понимает, кто он и что с ним происходит, на этом же видео у мужчины были абсолютно ясные глаза. Осознанность была сохранена на 100%, а взгляд был просто перепуганный. Что неудивительно: мало кто сможет сохранять спокойствие, когда его тело вдруг отказывается подчиняться разуму и начинает исполнять дикие кульбиты. Уже тогда я подумала, что это не эпилепсия. Да, приступ может протекать и таким образо

Недавно у меня на приеме был взрослый мужчина, у которого пароксизмальные дискинезии начались в зрелом возрасте.

Сначала кривился рот, сковывало шею. Это было еще ничего. Но потом появился насильственный поворот плеч, и пациента, по его же выражению, «жутко трепало». Когда такой приступ случился за рулем, он навсегда отказался от вождения автомобиля и отправился по врачам. 

У него и видео было: коллега, который был рядом с ним, успел включить камеру смартфона. И вот на что я обратила внимание: если при эпилептическом приступе уровень осознанности чаще снижается, пусть человек худо-бедно и понимает, кто он и что с ним происходит, на этом же видео у мужчины были абсолютно ясные глаза.

Тимофей следит за вами.
Тимофей следит за вами.

Осознанность была сохранена на 100%, а взгляд был просто перепуганный. Что неудивительно: мало кто сможет сохранять спокойствие, когда его тело вдруг отказывается подчиняться разуму и начинает исполнять дикие кульбиты. Уже тогда я подумала, что это не эпилепсия. Да, приступ может протекать и таким образом, но чуйка в этот раз не подвела. 

На ЭЭГ были какие-то незначительные изменения, которые не могут быть расценены как прямые или хотя бы косвенные доказательства эпилепсии. Противосудорожные препараты ему не помогали, их было перепробовано несколько. Что тоже наводило на мысль: это не эпилепсия. Безусловно, с толку сбивал и возраст начала болезни, ведь будь это генетически запрограммировано, то проявилось бы на первом-втором десятилетии жизни.

Да и однообразность, стереотипность приступов заставляла снова мысленно проверить и перепроверить эту ситуацию на эпилепсию. 

Но все-таки это были пароксизмальные дискинезии. Препарат леводопы, который применяется в таких случаях, помог полностью избавить пациента от приступов. 

Эпилепсия бывает особенно коварна даже не тогда, когда прячется за другими заболеваниями и состояниями. Если недуг «надевает маску» задумчивости и мечтательности у ребенка, или ночного лунатизма, правильный ответ и соответствующее лечение будут рано или поздно найдены.

Эпилепсия заявит о себе, выдаст себя, надо только хорошо поискать. Но обратные ситуации, когда никакой эпилепсии нет, а ее упорно ищут и находят, куда сложнее. Падение сахара в крови, интоксикация на фоне вирусной инфекции, инсульт – какие только болезни не начинаются с судорожного приступа и не заставляют врачей идти по ложному пути диагностики эпилепсии там, где ее и в помине нет!

Пароксизмальные дискинезии бывают редко, а потому редко их узнают сходу и назначают правильное лечение.

Ошибки и поиски в сложных ситуациях нормальны – это неприятная правда, с которой не согласятся многие пациенты. Но такова реальность современной медицины. Не ошибается только тот, кто совсем не ищет. Главное – все-таки найти верный ответ.

Ведь на кону стоит жизнь и счастье человека. И нет ничего ценнее.