С конца декабря на территории Большого Сочи активно развиваются центры реабилитации для птиц, пострадавших от загрязнения нефтепродуктами. Координирует работу Сочинское географическое общество. Главные центры помощи птицам расположены в Хостинском районе. Они активно взаимодействуют друг с другом через Telegram-канал «Сочи-Берег».
В Инновационном ветеринарном центре найденную птицу осматривают, оказывают первую помощь и проводят первичную реабилитацию. Чомги, бакланы, гагары и утки остаются здесь на несколько дней, иногда до недели, пока их состояние не стабилизируется. После этого их отправляют в одно из двух реабилитационных мест: горную ферму «Волино» или в центр Хосты на улице Платановой (бывшее кафе «Дача босса»). Эти комплексы предназначены для тех пернатых, которые уже могут есть и передвигаться самостоятельно, но всё ещё нуждаются в восстановлении.
После стабилизации состояния начинается детальная реабилитация. Она включает в себя мытьё, обработку, кормление и другие процедуры. Выпускать птицу сразу на воду нельзя — на оперении должна сформироваться жировая прослойка, которая исчезает под воздействием мазута и очищающих средств. Без неё птицы не смогут плавать и самостоятельно добывать пищу. На формирование такой прослойки требуется время, причём для каждой особи своё.
«Работа в центрах идёт активно и круглосуточно. Всё только начинается — сворачиваться не планируем. Волонтёры используют все возможные способы для привлечения внимания к проблеме. Для этого были разработаны наклейки с QR-кодами, чтобы люди могли быстро узнать информацию и подключиться к помощи. Сегодня в числе волонтёров и сотрудники крупных компаний. Активно участвуют в спасении птиц студенты сочинского филиала РУДН», — комментирует координатор работы волонтёров Инновационного ветеринарного центра Кристина Агаджанян.
Ночной отлов — важная часть работы по спасению пернатых: в тёмное время суток птица выходит на берег и поймать её легче. Волонтёры и активисты ежедневно отслеживают сообщения о найденных ослабленных или мертвых птицах, мониторят ситуацию, назначают дежурства по районам города. Орнитологи и опытные волонтёры рекомендуют ловить птицу осторожно, чтобы не нанести ей ещё больших повреждений. А для транспортировки использовать специальную коробку с отверстиями.
«Если птица не сопротивляется, когда её пытаются поймать, — это верный признак того, что с ней что-то не так, что она нуждается в помощи. Отлов происходит не только на берегу. Иногда приходится идти за пострадавшими пернатыми в воду, используя резиновые сапоги и сачок», — делится с журналистом Медиадом «Сириус» координатор работы волонтёров.
Сейчас в реабилитационных центрах размещены около 230 живых особей. Первоначально количество пострадавших птиц было очень высоким и доходило до 20 в день. Однако с течением времени это число снизилось, что было связано с высокой смертностью среди пострадавших. Погибших птиц везут сюда же — оставлять их на побережье нельзя, иначе это приведёт к трагическим последствиям, ведь их могут найти собаки или другие животные. Мёртвых птиц в центрах — около 300. Большая часть чомг и бакланов — из Сириуса, ведь Имеретинская низменность всегда была местом зимовки пернатых, и у них осталась генетическая память об этой локации.
«В природе всё взаимосвязано. Изменение любого звена пищевой цепочки приводит к серьёзным нарушениям в экосистеме. Так что последствия экологической катастрофы в Чёрном море будут очень серьёзными и длительными. Чомги и бакланы относятся к массовым видам (например, поголовье чомг оценивается примерно в 300 тысяч особей), и они, по мнению известного орнитолога, кандидата биологических наук Петра Тильбы, смогут со временем восстановить популяцию. А судьба краснокнижных гагар учёным представляется довольно трагичной», — рассказывает руководитель пресс-службы Сочинского географического общества Александр Блинов.
Ситуация с птицами остаётся сложной, но организаторы, волонтёры и активисты останавливаться не собираются. Их цель проста: спасать жизни и дать шанс на восстановление каждому пернатому другу, попавшему в беду.
«Мы не можем точно назвать сроки, когда всё закончится, но предполагаем, что работа будет продолжаться как минимум до конца весны или начала лета. Мазут — вещество крайне стойкое, и последствия будут ощущаться долго. Сейчас, несмотря на то, что количество птиц, найденных в мазуте, уменьшается благодаря хорошо организованному мониторингу по разбитым на квадраты участкам, мы понимаем, что это временная пауза. Мазут продолжит всплывать, а значит появится новая волна поражённых птиц», — делится переживаниями Елена Чайка, волонтёр Сочинского географического общества и сотрудник Дендрария.
«Через месяц зимующие на черноморском побережье чомги, бакланы и гагары наберутся сил и полетят в Европу, Среднюю Азию и на юг Сибири, чтобы вывести там потомство. Но улететь смогут только сильные и окрепшие птицы. Ослабшие и не способные к размножению пернатые останутся на сочинском берегу. Им понадобится дальнейшая помощь человека»», — дополняет её слова представитель пресс-службы Сочинского географического общества Александр Блинов.