Ну что, продолжу про первый курс. Начало здесь.
Краткое содержание первой серии: недосып, ледяные электрички, холод везде, учиться интересно, но сложно – мы «экспериментальный» курс с огромной нагрузкой, к тому же я вдруг стала старостой. А на дворе 1993 год.
Помните, что тогда было?
Из записной книжки:
«В начале октября были события в Москве. В понедельник из окна университета мы видели дым над Белым домом. Одна девочка из нашей группы живет совсем рядом. Вообще, в эти дни университет был полупустой, многие не могли приехать. Многие же после занятий шли к Белому дому «посмотреть».
А когда я ехала на электричке, то видела на соседнем пути такие платформы с военной техникой, накрытой брезентом.
Мы были молоды, наша юность пришлась на развал страны. Да, мы не боялись, наоборот, было интересно: а что дальше? А вот родители мои, оба историки, очень тогда напряглись. Меня же больше волновало, как всё успеть. И еще – как вырваться из ловушки, в которую себя загнала. Ну, не могла я больше ездить, просто не могла!
Должность старосты подхлестывала мое и так огромное чувство ответственности. Порой перлась на занятия с температурой, чтобы отдать, наконец, стипендию зазевавшемуся москвичу, которому она – так, приятный бонус. Еще врезался в память такой случай. Я шла к метро вдоль рядов яблонь, в руках – сумка, в сумке – стипендия всей группы. И тут мимо меня на огромной скорости пробегает пацан (возможно, цыганенок, там часто паслись цыгане). Пользуясь эффектом неожиданности, хватается за ручку и, не сбавляя скорости, пытается вырвать у меня сумку. Но там же – чужие деньги, а я – не рафинированная москвичка, а все-таки выросла «на окраине рабочей городской», как в песне про черный бумер. Изо всех сил ухватилась я за эту несчастную ручку и заорала на пацана диким голосом. Еще и по башке попыталась дать, но не достала. А еще знаете, что? Погналась за ним с криками, хотя сумку-то он не смог вырвать! Просто на адреналине, надо было дать выход своему негодованию. Если бы догнала, то просто отлупила бы его этой сумкой по башке конкретно. Ибо нефиг!
Сумка была примерно такая. Из кожи молодого дерматинового крокодила, с мощной железной внутри ручкой, которую мы с этим пацаном погнули!
На фото крутая сумка, моя была с рынка, но выглядела прочти так же 😄
Вот такая история.
Что мне нравилось? На первом курсе, конечно, нет задачи выбрать специальность. Задача одна – выжить. Но мне почему-то очень по душе пришлась фольклорная тематика. У нас была замечательная преподавательница, доцент кафедры Алла Васильевна Кулагина. Почему-то мы с ней сразу друг другу понравились. Я вообще заметила, что активные полноватые женщины с горящими глазами просто не могут пройти мимо меня, а я мимо них!
И вот еще:
Умерла в 2009 году, очень жаль.
Я читала по этой тематике всё, что нам рекомендовали, причем не просто в ознакомительном порядке, как многое другое (иначе не выжить, да и просто невозможно за неделю прочитать штук двадцать толстых книг, которые нам «рекомендовали» по всем дисциплинам). Сидела в Ленинке, если чего не было в нашей «стекляшке». Мне было интересно.
Кулагина пригласила меня поехать зимой с ней и ее второкурсниками в Кострому – добывать новую порцию фольклора. Но мой организм показал мне фигу, уложив на все каникулы в постель. Помню кусочек стихотворения:
Смотреть на небо долго-долго
И думать: вот пройдет зима,
А с ней – несбывшаяся Волга
И русский город Кострома.
Больше ничего не вспомнилось. Это я валялась в постели совершенно без сил после высокой температуры и пялилась в небо за окном. На что-то более осмысленное не было сил. До сих пор почему-то жалею о той поездке. Так я туда и не собралась, кстати. Зато в Кострому съездила доченька и привезла мне оттуда утешительный магнит: окошко с наличником.
Но это я забежала вперед. До каникул надо было еще дожить и сдать первую сессию. Ее все очень боялись. Нас накрутили, что будет непросто: это в некотором роде «момент истины». Наверное, мальчики боялись больше нас, ведь нам не грозили «сапоги». Хотя, думаю, что «белобилетников» среди филологических мальчиков была треть точно. Такое уже это место 😄
Некоторые преподаватели также регулярно подкидывали дров в топку нашего беспокойства. Был у нас такой Олег Сергеевич Широков, блестящий лектор, но конспектировать за ним было почти бесполезно: он произносил вдохновенные монологи, было очень интересно, это да. Но как готовиться-то к этому «Введению в языкознание»? На наш вопрос было туманно рекомендовано штудировать толстенный том «Лингвистического энциклопедического словаря», а еще учить наизусть всю генеалогическую классификацию языков! Мы все приуныли, тем более что ходили всякие слухи о коварных вопросах блестящего мэтра.
Чем всё кончилось? По-разному, но лично я справилась, и вышла с пятеркой! Но чего мне стоило заучивание наизусть кучи фактического материала! А ведь были еще и другие предметы…
Еще мы очень боялись истории античной литературы. Там был огромный «корпус» текстов, и для многих это оказалось совершенно новым пластом, гигантским и пугающим. У меня-то была антология античной литературы, и сборник из серии «Библиотека всемирной литературы» – помните такие, в суперобложках и с пегасом на разноцветном фоне?
Спрашивали нас очень доброжелательно, но строго. Некоторые получили двойки. А на пересдаче тройки. Их утешали преподаватели: ну, ничего, потом придете к нам на пятом курсе, нам так нравится принимать пересдачи, вы уже такие взрослые, так интересно с вами побеседовать! И улыбались мечтательно при этом. Ужаса прибавляло то, что это был первый экзамен, мы готовились «под елочкой», как говорили преподаватели. И улыбались при этом, ага! То есть представляете, каково было получить двойку на первом в жизни экзамене? Я вышла с пятеркой, мы отлично побеседовали. И очень сочувствовала тем, у кого получилось иначе.
Слушайте, снова большая статья получается, что ли? Тогда остальное доскажу потом.
Вот вам фотка для настроения:
Здесь МГУ еще строится. И коза на веревочке.
Всем спасибо за внимание и хорошего дня! ❤️