Найти в Дзене

Зачем моей книге структура и не убивают ли схемы и шаблоны творчество?

Это важный вопрос, и я встречаю противоречивые мнения на этот счёт. Зачастую противники структуры в литературе достаточно яростные. В основном кричат что любые схемы уничтожают творчество на корню, что это упрощение, что так писать нельзя. Так ли это? Давайте разбираться! Сразу поясню что я имею в виду говоря "структура" в литературе. Это набор базовых правил и схем - путь героя, трехактная структура, набор приёмов сторителлинга, которые я описываю в том блоге. Начну с истории. Когда мне было лет 13, я начал осваивать гитару. Это было старое "шиховское" бревно на которой просто зажать аккорд стоило неимоверных усилий - уж не знаю, кто и как делал это гитары, но они годились разве что для растопки костра. Другое дело, что никаких других моделей тогда мы не знали (а начинал играть я летом в деревне среди дубов, полей и пасущихся коз), потому воспринимали это как должное. Помню, я тогда выучил три песни - "Звезда по имени Солнце", "Малолетку" Иры Ежовой и что-то ещё - просто именно эти пе

Это важный вопрос, и я встречаю противоречивые мнения на этот счёт. Зачастую противники структуры в литературе достаточно яростные. В основном кричат что любые схемы уничтожают творчество на корню, что это упрощение, что так писать нельзя. Так ли это? Давайте разбираться!

Сразу поясню что я имею в виду говоря "структура" в литературе. Это набор базовых правил и схем - путь героя, трехактная структура, набор приёмов сторителлинга, которые я описываю в том блоге.

Начну с истории. Когда мне было лет 13, я начал осваивать гитару. Это было старое "шиховское" бревно на которой просто зажать аккорд стоило неимоверных усилий - уж не знаю, кто и как делал это гитары, но они годились разве что для растопки костра. Другое дело, что никаких других моделей тогда мы не знали (а начинал играть я летом в деревне среди дубов, полей и пасущихся коз), потому воспринимали это как должное. Помню, я тогда выучил три песни - "Звезда по имени Солнце", "Малолетку" Иры Ежовой и что-то ещё - просто именно эти песни знал соседский парень, у которого я учился. А больше узнать неоткуда было - про интернет тогда мы если и слышали, то краем уха. Шла вторая половина 90-х.

Прекрасные ночные посиделки у костра далеко за полночь!
Прекрасные ночные посиделки у костра далеко за полночь!

Осенью я вернулся в школу, и оказалось, что два моих одноклассника тоже осваивают сей инструмент! Мы сколотили первую группу, и то было интересное время - мы абсолютно не умея ни петь, ни играть пытались писать песни, придумывать соло, а позже, когда обзавелись уже электрогитарами, выбивали место для репетиций в актовом зале местного ПТУ, паяли древний усилитель, по всему поселку искали колонки... Но это уже другая история. Мы же о структуре, вы же ещё помните?

Так вот - пока я мучал "шиховскую" самостоятельно, один из моих товарищей пошёл учиться на гитару в местный ДК. Конечно, я тоже хотел, но денег у родителей на это не было, потому пытался ковыряться с гитарой самостоятельно. Скачать табулатуры или посмотреть бесплатный курс тогда возможности не было. Напомню - интернет мы тогда в глаза не видели, только слышали что мол есть некая непонятная штука, где можно найти разные другие штуки, и даже побывать в другой стране не выходя из дома - это так брат рассказывал, который с детства фанател от компьютеров. К слову, тогда было абсолютно не понятно как можно побывать в другой стране сидя дома на стуле (интересно сейчас изменилось мышление, да? А всего-то лет тридцать прошло!).

Признавайтесь, у кого такая была?
Признавайтесь, у кого такая была?

И вот мой приятель всего через полгода вдруг заиграл! Пока мы с другим товарищем пытались кое-как долбить дворовые аккорды, наш друг начал выдавать "Под небом голубым", "Yestarday" и другие красивые вещи, что казалось абсолютно нереальным! Как? Да просто - помимо того, что ему купили более-менее нормальную гитару (на "шиховской" такие финты бы не прошли) человек освоил нотную грамоту, т.е. - структуру. И его рост в музыкальном плане был куда стремительнее нашего.

К чему это я? Да к тому, что любая структура - это база, основа! Зная нотную грамоту можно создать мелодию абсолютно в любом стиле. Используя алфавит и правила словесности мы складываем буквы в слова, а слова в книги. Из цепочек ДНК создаётся жизнь. Независимо от того, видим мы это или нет - во всём есть чёткая структура.

-4

Можно ли писать без структуры? Конечно! Я же стал музыкантом, не зная нот. А первую песню написал вообще не умея играть - это была первая несчастная любовь и надо было куда-то излить чувства, поэтому я взял и придумал свои аккорды. Единственная проблема - больше я эту песню сыграть не смог. Когда я придумывал песню гитара была расстроена, и когда позже ее настроили - мои аккорды уже не звучали.

Структура это как основа для машины - колеса, ось, мотор, руль. А уже от того, как вы этим распорядитесь, будет зависит создадите ли вы Бентли или Запорожец. В большинстве случаев незнание структуры или её неумелое использование порождает книги с блеклыми персонажами, неживым миром, искусственными диалогами. Со мной, конечно, не согласятся те, кто не понимает структуру сторителлинга, но я не собираюсь ни с кем спорить. От этого плохая история хорошей не станет.

-5

Структура может ограничивать творца. Структура может творцу помогать. Дело в восприятии этого самого творца. Можете писать без структуры и у вас получаются интересные книги которые читают? Это прекрасно! Структура улучшит ваши произведения. Не получается донести важные мысли или сделать книгу интересной? Структура изменит всё.

К слову, оба моих товарища давно забросили игру на гитарах. Так что используете вы структуру или нет, любите схемы или терпеть не можете - не забывайте любить то, чем занимаетесь. Без любви к делу ни одна схема не сделает вашу историю интересной!