Найти в Дзене
Светлана Россинская

ЭФФЕКТ БАХА

Литературно-музыкальное рандеву к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, немецкого композитора, органиста (1685-1750) Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. При жизни он не получил заслуженного признания. Но вот прошло 340 лет со дня его рождения, а интерес к его музыке все возрастает и возрастает. Впервые этот интерес возник спустя почти 100 лет после смерти музыканта: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею», а в Германии издано полное собрание баховских сочинений. Сегодня музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
-Не ручей! Море должно быть ему имя, - так сказал о Бахе Бетховен. ЗАВЕТНАЯ ТЕТРАДЬ Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце

Литературно-музыкальное рандеву к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, немецкого композитора, органиста (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. При жизни он не получил заслуженного признания. Но вот прошло 340 лет со дня его рождения, а интерес к его музыке все возрастает и возрастает.

Впервые этот интерес возник спустя почти 100 лет после смерти музыканта: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею», а в Германии издано полное собрание баховских сочинений.

Сегодня музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
-Не ручей! Море должно быть ему имя, - так сказал о Бахе Бетховен.

ЗАВЕТНАЯ ТЕТРАДЬ

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 21(31) марта 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом.

Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Занятия проходили однообразно и скучно. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он, узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, тайком по ночам доставал ее и переписывал ноты при лунном свете.

Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он окончил гимназию и получил право поступить в университет. Но использовать это право не пришлось, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение.

Но, как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения.

Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде. Так же неуклонно отстаивал композитор свое отношение к творчеству, свои взгляды на музыку.

Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Но стал совершенствовать и шлифовать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался одной областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха.

В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до-минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

-2

ПРИ ДВОРЕ ПРИНЦА КЕТЕНСКОГО

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине.

Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кетене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом.

В Кетене Бах создал « французские» и «английские» сюиты, закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

Сегодня пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенций и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

-3

В РОЛИ ЛЕЙПЦИГСКОГО КАНТОРА

Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки.

Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра».

Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение».

Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего им написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям».

В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и месса си ми нор представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего Земного.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.

ЕДИНСТВЕННАЯ ОТРАДА

Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.

Смерть 65-летнего Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли.

-4

Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помогал Бетховен.

ДЛЯ УМА И ДЛЯ ДУШИ

Сегодня люди перегружены информацией и эмоциональными стрессами, а музыка Баха помогает справиться с тревогой и обрести внутреннюю гармонию, улучшает успеваемость в учёбе, способствует запоминанию большого количества информации, сложных текстов, иностранных слов.

Кроме того, она повышает иммунитет и сопротивляемость организма инфекциям и простудным заболеваниям, снимает раздражение, поднимает общий жизненный тонус, избавляет от чувства обиды и дает возможность достичь уверенности в себе и своих силах.

Поэтому слушайте Баха. Размышляйте над его музыкой. Возвращайтесь к ней снова и снова. Это не просто музыка - это ключ к пониманию жизни.

-5

ЛИТЕРАТУРА:
1. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха: Сборник/Перевод с нем., составитель Ханс Йоахим Шульце. - М.: «Музыка», 1980.
2. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: «Музыка», 1982.
3. Друскин М.С. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха.- М.: «Музыка», 1976.
4. Милка А. Шабалина Г. Занимательная бахиана. Вып. 1, 2. - СПб.: «Композитор», 2001.
5. Морозов С.А. Бах. -М.: «Молодая гвардия», 1975. - (Серия «ЖЗЛ»)
6. Сапонов М.А. Шедевры Баха по-русски. -М.: «Классика-XXI», 2005.
7. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. -М.: «Музыка», 1987.
8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: «Классика-XXI», 2011.

ФИЛЬМЫ о И.С. Бахе
1. «Антон Иванович сердится» - худ. фильм, в котором Бах является главному герою во сне. (1941, реж. А. Ивановский)
2. «Бах: Борьба за свободу» - худ. фильм 1995года, реж. С. Гиллард
3. «Иоганн Бах и Анна Магдалена» - худ. фильм 2003 года, реж. Jean-Louis Guillermou
4. «Иоганн Себастьян Бах» (докум . фильм из серии «Знаменитые композиторы»)
5. «Иоганн Себастьян Бах» (докум. Фильм из серии «Немецкие композиторы»)
6. «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество» - докум . фильм Ю. Нагибина в двух частях
7. «Конкурс продолжается» - телеспектакль (1971, реж. Н. Хробко)
8. «Меня зовут Бах» - худ. фильм 2003 года, реж. Dominique de Rivaz.
9. «Молчание перед Бахом» - худ. фильм 2007 года, реж. Пере Портабелья.
10. «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе « - худ. фильм 1980, реж. В. Викас.
11. «Возможная встреча» - телеспектакль (1992, реж. В. Долгачев, С. Сатыренко; в ролях: О. Ефремов, И. Смоктуновский, С. Любшин)
12. «Ужин в четыре руки» - телевизионный художественный фильм 1999 года, реж. М. Козаков. В роли Баха - Евгений Стеблов.

27.01.25. Россинская Светлана Владимировна, библиотекарь - библиограф; e-mail: rossinskiye@gmail.com